Сбор персональных данных из социальных сетей – мнение суда

Размещая информацию о себе в социальных сетях, не все люди понимают, что она может быть использована для составления их профиля. Это широко распространенный метод сбора и анализа информации о людях и организациях, и сбором такой информации о своих клиентах и контрагентах сейчас не занимается только ленивый. Суровая правда жизни в том, что тот, кто не проверяет таким образом своих потенциальных сотрудников, клиентов и контрагентов, на деле не проявляет должной деловой осмотрительности. Те, кто похитрее, стараются поменьше говорить на публику об этом, и по возможности не произносить слова «персональные данные». Т.к. сбор информации о гражданах неизбежно влечет за собой проблему законности подобных действий.

Сбором и обработкой такой информации активно занималось и АО «Национальное бюро кредитных историй» («НБКИ»). Когда в августе 2016 года с плановой проверкой к нему пришли сотрудники Управления Роскомнадзора по ЦФО, то они выявили нарушения и выдали предписание об их устранении. Часть из них «НБКИ» попыталось оспорить в суде.

Первым дело № А40-5250/17 рассмотрел Арбитражный суд г. Москвы 05.05.2017 (последующие инстанции были с ним солидарны1). Выводы были сделаны следующие:

  • обработка персональных данных (ПД) допускается, в частности:
    • с согласия человека на обработку его персональных данных – субъекта ПД2,
    • если персональные данные сделаны общедоступными самим субъектом ПД или по его просьбе3;
  • чтобы считать, что ПД о себе человек сделал общедоступными, необходимо выполнение 2 условий:
    • персональные данные доступны неопределенному кругу лиц на общедоступном источнике ПД. При этом ст. 8 Закона о ПД содержит определение «общедоступных источников персональных данных»4, но суд посчитал, что соцсети к таковым не относятся;
    • персональные данные предоставлены непосредственно самим субъектом. Но без письменного согласия субъекта ПД на их обработку невозможно однозначно утверждать, что они предоставлены именно им.

В результате сбор и обработка данных из соцсетей «ВКонтакте», «Одноклассники», «МойМир», «Instragram», «Twitter» и интернет-порталов «Авито», «Авто.ру» о клиентах и потенциальных клиентах финансовых организаций «Национальным бюро кредитных историй» были признаны нарушениями ч. 3 ст. 22 и п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о ПД.

Сноски 4

  1. Девятый арбитражный апелляционный суд 27.07.2017, Арбитражный суд Московского округа 09.11.2017 и Судья ВС РФ 29.01.2018 (определение № 305-КГ17-21291), когда отказала в передаче кассационной жалобы для рассмотрения ВС РФ. Вернуться назад
  2. Пункт 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (да- лее – Закон о ПД). Вернуться назад
  3. Пункт 10 ч. 1 ст. 6 Закона о ПД. Вернуться назад
  4. Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о ПД могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в т.ч. справочники, адресные книги). В них с письменного согласия субъекта ПД могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные ПД, сообщаемые субъектом ПД. Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Чем руководствоваться при издании приказов

Существует какой-либо официальный нормативный документ, который регламентирует все вопросы издания приказов (их разработка, кто разрабатывает, как правильно разрабатывать, порядок оформления, правильное название, введение в действие и т.д.)? Чем можно руководствоваться, чтобы все приказы в организации были изданы правильно? Инструкция по делопроизводству на предприятии имеется, но руководитель требует документ «высшего» уровня, типа «Все о приказах с нуля».

Как составить график документооборота на предприятии?

Как правильно составить график документооборота на предприятии? Есть ли образец графика, чем руководствоваться при его составлении?

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений и сводную по организации? Какое распределение обязанностей предусмотрено в нормативных актах Росархива. И что делать, если руководитель вашей организации требует от службы делопроизводства разработать номенклатуру делдля (и за) всех подразделений. Поводом для статьи стал вопрос подписчика. Объясняем, как организовать работу так, чтобы не пугать подразделения требованием разработать свои номенклатуры дел, но при этом получить необходимую информацию для составления сводной номенклатуры. Показываем алгоритм действий, аргументы для руководства, примеры приказа о разработке номенклатуры дел на следующий год.

Как в организации внедрить новые ГОСТы по делопроизводству

В 2025 году вступили в силу важные ГОСТы: сначала терминологический, потом на оформление организационно-распорядительной документации. Как действует принцип добровольности применения стандартов в России. Как организация может оформить свое добровольное присоединение к выполнению этих ГОСТов. Возможно несколько вариантов – объясняем их на примерах. Поводом стал вопрос читателя, которому руководство поручило это реализовать.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.