Споры о том, распространяются ли положения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на коммерческие организации, идут с того момента, когда Конституционный Суд РФ летом 2012 года своим постановлением признал ряд его положений не соответствующими Конституции РФ.
В результате в декабре 2012 года в этот закон были внесены изменения, согласно которым его статья 1 была дополнена частью 4. Она распространила его действие на обращения не только в органы государственной власти и местного самоуправления, но и в государственные или муниципальные учреждения, а также иные организации, осуществляющие публично значимые функции. При этом до сих пор в законодательстве не определено, что конкретно относится к публично значимым функциям.
Черемушкинский районный суд г. Москвы в июле 2015 года рассмотрел дело № 2-4646/15, в котором гражданин обвинял «Газпромбанк» в нарушении Закона об обращениях граждан. Гражданин направил запрос через сайт «Газпромбанка» для получения письменного ответа относительно ситуации с отказом должностных лиц дополнительного офиса принять исполнительные листы на взыскание денежных средств и поведением охраны банка. Но в результате гражданину позвонили по телефону для разъяснения ситуации.
Позиция «Газпромбанка»:
- банк не подпадает под действие Закона об обращениях граждан, и его сотрудники действовали согласно внутреннему регламенту организации;
- гражданином не был доказан факт причинения ему морального вреда действиями банка.
Черемушкинский районный суд счел, что действие Закона об обращениях граждан распространяется на банк, т.к. он выполняет публично значимые функции (потому что осуществляет такой вид деятельности, как прочее денежное посредничество, которое включает в себя деятельность денежно-кредитных учреждений). Поэтому непредоставление письменного ответа по существу на указанный гражданином адрес является нарушением.
А следующая судебная инстанция посчитала, что данный закон на коммерческую организацию не распространяется, поэтому ее сотрудники вполне могли обрабатывать обращения граждан согласно внутреннему регламенту банка.
Но на этом история не закончилась. Истец обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой, а тот отказал ему в ее рассмотрении. Фактически КС РФ подтвердил, что на коммерческие организации Закон об обращениях граждан не распространяется.
Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией
компании «ЭОС», эксперт ИСО, член Международного совета архивов