Требование платить за самостоятельное копирование в архивах признано законным

Борьба Росархива за право собирать деньги с пользователей архивов за копирование выданных для ознакомления документов своими техническими средствами шла давно и с переменным успехом.

В июне 2017 года в Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон № 125-ФЗ) был внесен ряд изменений, в т.ч. в статью 26 «Использование архивных документов». В новой редакции ч. 5 Росархив был наделен полномочиями устанавливать порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах, «включающий ограничения по объему, срокам, используемым техническим средствам копирования, выдаче и копированию архивных документов на возмездной или безвозмездной основе».

После этого Росархив приказом от 01.09.2017 № 143 утвердил новый «Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации» (далее – Порядок).

Фрагмент документа

Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, утв. приказом Росархива от 01.09.2017 № 143

4.1. Пользователь вправе:

... 4.1.14. Заказывать либо изготавливать самостоятельно арендуемыми техническими средствами архива или собственным техническим средством копии архивных дел, документов, печатных изданий в объеме не более 100 листов (кадров, электронных образов) в течение рабочего дня на возмездной основе при соблюдении требований подпунктов 4.2.21–4.2.25 Порядка...

4.2. Пользователь обязан:

...4.2.22. При самостоятельном копировании дел, документов, печатных изданий заключать договор с архивом на организацию копирования дел, документов, печатных изданий собственным техническим средством или арендуемым техническим средством архива...

Трое граждан обратились в Верховный Суд РФ с исковым заявлением о признании недействующими подпункта 4.1.14 Порядка в части слов «на возмездной основе» и подпункта 4.2.22 Порядка в части слов «заключать договор с архивом на организацию копирования» применительно к самостоятельному изготовлению пользователями – физическими лицами собственными техническими средствами копий архивных дел, документов, печатных изданий, ссылаясь на их противоречие:

  • частям 2, 5 статьи 26 Закона № 125-ФЗ;
  • пункту 3 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • пункту 1 статьи 421, пунктам 2, 3 статьи 428 Гражданского кодекса РФ.

По мнению граждан, оспариваемые положения нарушают право пользователей читальных залов на свободный и бесплатный доступ и использование архивных документов путем их копирования собственными техническими средствами.

Верховный Суд Российской Федерации 22.11.2018 вынес решение № АКПИ18-1006 по данному иску:

  • не увидев противоречий данных пунктов Порядка с действующим законодательством;
  • но оставив возможность оспаривать в судебном порядке конкретные сделки архивов с пользователями читальных залов: «иные доводы... истцов об установлении конкретными архивами тарифов на копирование собственными техническими средствами, а также касающиеся ничтожности... сделок, заключаемых архивами с пользователями на основании подпункта 4.2.22 Порядка, не относятся к содержанию оспариваемого нормативного положения, в котором отсутствуют сформулированные условия договора и которым не определены какие-либо тарифы. Указанные решения и сделки могут быть оспорены соответствующими заинтересованными лицами в общем порядке».

Не согласившись с этим решением Верховного Суда РФ, граждане подали апелляцию, но там только подтвердили предыдущее судебное решение (апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 05.02.2019 № АПЛ19-2).

Если прежде Верховный Суд РФ вставал на сторону пользователей архивов и Росархиву даже пришлось по его требованию менять предыдущий вариант Порядка1, то теперь Росархив переиграл своих оппонентов. И мы вам рассказали, какой многоходовкой это было сделано.

Сноски 1

  1. См. новость «Порядок использования архивных документов в архивах изменен по требованию Верховного Суда РФ» в № 4’ 2016 на стр. 10. Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как в приказе об увольнении «зачеркнуть ненужное»?

Как в приказе об увольнении понимать фразу в скобках «(ненужное зачеркнуть)»? Что здесь ненужное? От чего это зависит? Как правильно заполнить?

Председатель экспертной комиссии: им может быть не заместитель гендиректора?

В государственном учреждении меняется состав экспертной комиссии. Может ли быть ее председателем не заместитель руководителя учреждения, а директор дирекции, курирующей делопроизводство? Директор дирекции находится в прямом подчинении руководителя учреждения. А заместители руководителя учреждения делопроизводство не курируют.

Распространенные ошибки в номенклатуре дел

Эта статья поможет вам проверить себя и вовремя скорректировать работу. Рассматриваем не только простые случаи (которые большинство понимает правильно), но и более «заковыристые». Кому можно не вести номенклатуру дел? Как правильно оформлять заголовки дел и наименования разделов? Как предусмотреть резервные номера? Как отражать в графе 3 и суммировать в итоговой записи количество образовавшихся за год единиц хранения (с бумажными и электронными документами, переходящих и гибридных дел)? И многое другое. Больше всего путаницы возникает при определении сроков хранения и ссылках на их основания. Мы показали, какие ситуации в типовом Перечне какие возможности дают организации, как сделанный ею выбор надо отразить и аргументировать в номенклатуре дел. Как ссылаться на сроки, установленные другими нормативными актами, на решения ЭК организации, на статьи, пункты и примечания типового Перечня. Кто и на каком основании может сократить постоянный срок хранения типового Перечня до 10 лет (или более) в своей номенклатуре дел.

Как исправить ошибку в акте комиссии

Показываем 3 варианта исправления ошибки в акте комиссии: если она технического свойства (например, ошибка счета); если она важная фактическая; если признаются недействительными все результаты работы комиссии. Какие приказы в этих случаях издаются. Как оформить акт об исправлении ошибки. Как на алгоритм действий влияет статус комиссии, допустившей ошибку (постоянно действующая или специально созданная). Как уточнить персональный состав комиссии, которая будет исправлять ошибки. Каждый новый акт не отменяет действие ранее составленного акта и не заменяет его! Только руководитель, утверждающий акты (т.е. результаты работы образованных им комиссий), может отменить действие актов, признать недействительными / неудовлетворительными результаты работы комиссии полностью или частично. Поводом для статьи стал вопрос нашего подписчика.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Правила оформления даты в документах

ГОСТ Р 7.0.97-2016 описывает правила оформления даты документа предельно лаконично. Поэтому нам есть что добавить! Ставить 0 в начале даты? Можно использовать кавычки? «Длящаяся» дата протокола. Дата совместного документа. Специфика госорганов. Дата подписания электронного документа. Дата доверенности. Дата на обложке дела и на титульном листе ЛНА. В каких реквизитах и как лучше оформлять дату. Подробно остановились на оформлении дат в тексте документа в различных ситуациях. Статья содержит 25 примеров.