Top.Mail.Ru

Из-за отсутствия пробела перед кавычкой в наименовании должника банку пришлось возместить убытки в размере 2,2 миллиона рублей

Суд обязал ПАО «Банк ВТБ» возместить убытки организации, возникшие в результате обработки поступившей информации в автоматическом режиме (дело № А43-4757/2021). Проблема заключалась в том, что в наименовании должника отсутствовал пробел перед кавычкой, в результате чего в автоматизированной банковской системе информация о нем не была найдена и вовремя его деньги не были заблокированы.

Расскажем, как развивались события.

В октябре 2019 года посредством электронного документооборота в банк поступило постановление Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области о наложении ареста на денежные средства должника на сумму более 104 млн руб. Постановление было обработано автоматизированной банковской системой, после чего было отказано в его исполнении в автоматическом режиме по причине: «должник не найден».

Ошибка закралась в наименование должника – в постановлении он был указан без необходимого пробела между организационно-правовой формой и именем: ООО«Дженерал Интернэшенел Трэйдкомпани». Казалось бы, какая мелочь? Но автоматизированная система банка его не нашла.

Позже в банк на бумажном носителе поступил запрос об остатке денежных средств на счете, а также постановление о наложении ареста на денежные средства по исполнительному производству, которое было принято к исполнению и обработано вручную. На счета должника наконец были наложены аресты.

Но за время этой проволочки должник успел вывести с расчетного счета 2,2 млн рублей, которые не смогла получить компания «Нэскейр Груп ЛП» (Nescare Group LP). Поэтому она обратилась в суд, подав иск и к банку, и к Федеральной службе судебных приставов по Нижегородской области (далее – ФССП).

При первичном рассмотрении дела Арбитражный суд Нижегородской области не нашел нарушений в действиях банка и ФССП.

Но последующие инстанции рассудили иначе (Первый арбитражный апелляционный суд в ноябре 2021 года и Арбитражный суд Волго-Вятского округа в апреле 2022 года):

  • поступившее первоначально в банк в рамках электронного документооборота постановление судебного пристава-исполнителя об аресте денежных средств, находящихся на счетах должника, содержало сведения, по которым банк мог идентифицировать клиента: ИНН, ОГРН, номера 3 банковских счетов должника;
  • при этом основанием для отказа банка в исполнении постановления судебного пристава-исполнителя стало не отсутствие указанных обязательных реквизитов должника, а отсутствие пробела между кавычкой и наименованием должника;
  • риск от неисполнения постановления судебного пристава по формальному основанию не может быть переложен с банка на ФССП. Тем более что в случае выявления подобной ошибки, во избежание конфликтной ситуации банк должен был потребовать от судебного пристава-исполнителя предоставить постановление об аресте денежных средств на бумажном носителе. Доказательств исполнения банком данных обязанностей материалы дела не содержат;
  • ввиду неисполнения банком электронного постановления судебного пристава о наложении ареста на денежные средства в период с 1 по 16 октября 2019 года с расчетного счета должника были списаны денежные средства в общей сумме более 2,2 млн руб. В результате этого компания «Нэскейр Груп ЛП» лишилась реальной возможности получить их;
  • истец доказал нарушение своего права в результате ненадлежащего исполнения банком требований закона, а также наличие причинно-следственной связи между нарушением права и возникшими убытками. Поэтому убытки в сумме более 2,2 млн руб. судом были взысканы с банка.

Банк отмечал, что в поступающих от судебных приставов-исполнителей документах встречаются ошибочные данные, мешающие однозначно идентифицировать должников. И в марте 2020 года в электронный сервис было внесено исправление в алгоритм поиска, в т.ч. была учтена возможность наличия или отсутствия пробела между организационно-правовой формой и наименованием должников – юридических лиц.

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Можно определить срок хранения по типовому перечню, если для этих документов он есть в ведомственном?

При составлении номенклатуры дел организация обязана пользоваться исключительно «своим» ведомственным перечнем (например, учреждение здравоохранения)? Если какие-то управленческие документы лучше указаны в типовом Перечне 2019 года, как быть? При этом сроки хранения специфическим отраслевым документам устанавливаем на основании ведомственного перечня. Например, в областной больнице (региональное учреждение здравоохранения) была номенклатура на 2023 год, сроки хранения управленческих (бухгалтерских) документов были установлены по Перечню 2019 года. При составлении номенклатуры дел на 2024 год медицинские документы будут определены по новому Перечню Министерства здравоохранения Российской Федерации. Что касается бухгалтерских и документов по личному составу, можно ли оставить сроки хранения этих документов по Перечню 2019 года, чтобы не тратить время на их пересмотр? Или необходимо все документы пересмотреть по новому Перечню Минздрава России и оставить по Перечню 2019 года только те, которых нет в Перечне Минздрава России?

Как указывать период отпуска в графике отпусков?

При составлении графика отпусков нужно ли указывать дату начала отпуска (например, с 01.08.2024 продолжительностью 14 календарных дней) или достаточно указать только месяц (август)?

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

Составляем график отпусков на следующий год

По какой форме составлять график отпусков, как нумеровать, надо ли прошивать. Кому подписывать. До какой даты его надо успеть утвердить. Сколько потом хранить. Какие организации его могут не оформлять. Чьи пожелания о времени отпуска работодатель обязан удовлетворить. Какие виды отпусков включать в график. Что делать с отпусками за 1-й год работы (всей организации или отдельных новых сотрудников). Как оформить ознакомление работников, в т.ч. дистанционных, с утвержденным графиком. Штрафы за нарушения, связанные с оформлением и исполнением графика отпусков. Мы приводим не только примеры оформления и нормы ТК РФ, но еще обращаем ваше внимание на риски там, где практика «разношерстная», приводим разъяснения различных ведомств, на которые можно будет опереться.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Письмо: все тонкости оформления реквизитов

Статья содержит 44 примера оформления всех реквизитов служебного письма, показывая возможные варианты их «изготовления» для различных ситуаций, а также образцы целых писем. Показаны бланки писем с угловым и продольным расположением реквизитов; бланки организации, структурного подразделения и должностного лица. Больше всего внимания уделено вариантам оформления адресата и приложений (они зависят от того, кому, как и что направляется). Все это сделано с учетом последней практики работы и тех изменений, которые ввел недавно ГОСТ Р 7.0.97-2016. Данной статьей удобно пользоваться как справочником самому и вооружить им коллег (если вы устали многократно повторять исполнителям азбучные истины о подготовке проектов служебных писем).