Федеральный закон от 14.07.2022 №339-ФЗ внес изменения среди прочего:
- в Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», выделив в отдельную категорию нотариальные архивы;
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-I, установив порядок формирования нотариальных архивов, их использования и организации хранения.
В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что «порядок хранения и использования нотариальных документов законодательно не урегулирован, фактически нотариальные документы хранятся у самих нотариусов, их удостоверивших, документы нотариусов, прекративших полномочия, и ранее действовавших государственных нотариальных контор передаются на хранение различным действующим нотариусам, нахождение архивных документов в органах местного самоуправления зависит от конкретной практики, складывающейся в каждом регионе». Поэтому и решили навести порядок в хранении и использовании документов, образовавшихся при совершении нотариальных действий:
- нотариусами;
- уполномоченными должностными лицами местного самоуправления;
- должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.
Новшества вступят в силу 11.01.2023 (за исключением отдельных положений, которые действуют с 14.07.2022).
Нотариальные палаты субъектов РФ обязаны будут создавать нотариальные архивы для хранения, комплектования, учета и использования нотариальных документов. При этом постоянное хранение таких документов еще могут осуществлять: Министерство иностранных дел РФ; государственные и муниципальные архивы, которые их уже содержат; местные администрации, главы и / или уполномоченные должностные лица которых совершают нотариальные действия.
Законом закреплена ответственность создающих нотариальные документы лиц и организаций (а это не только нотариусы) за организацию их хранения. В будущем нотариальные документы в государственные и муниципальные архивы уже передаваться не будут.
Появилась новая статья:
Фрагмент документа
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-I
Статья 39.1. Нотариальные документы, нотариальный архив
Нотариальные документы – созданные на бумажном носителе или в электронной форме документы, удостоверенные, засвидетельствованные, совершенные, выданные нотариусом или иным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий в соответствии с настоящими Основами, и подлежащие хранению в силу их юридической значимости для граждан, общества и государства.
Местом хранения нотариальных документов на бумажном носителе, переданных на постоянное или временное хранение в нотариальную палату, является нотариальный архив.
Местом хранения нотариальных документов, созданных в электронной форме, а также электронных образов нотариальных документов, созданных на бумажном носителе, является единая информационная система нотариата.
Содержание нотариального архива осуществляется за счет членов нотариальной палаты. Размер бюджета устанавливается их общим собранием, но он не может быть менее 1% от суммы внесенных в нотариальную палату членских взносов (ст. 27).
Однако в процессе нотариальной деятельности образуются не только нотариальные документы, но и документы по личному составу, финансово-хозяйственные, организационно-распорядительные и т.п. Такие документы не считаются нотариальными, поэтому, судя по формулировкам закона, в нотариальный архив они передаваться не будут, с ними работа продолжится по обычной схеме, в т.ч. на основе:
- Правил нотариального делопроизводства (утв. приказом Минюста России от 16.04.2014 № 78);
- Примерной номенклатуры дел государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой (утв. приказом Минюста России от 19.12.2013 № 229).
До конца этого года должны появиться подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие работу с архивными нотариальными документами. Тогда ситуацию можно будет оценить более конкретно. Будут ли нотариальные архивы принимать на хранение иные комплексы документов и на каких условиях, – это мы узнаем, когда новые архивы начнут реально работать.
Статью об обязанностях нотариуса дополнили новыми положениями, приведем ее фрагмент:
Фрагмент документа
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-I
Статья 16. Обязанности нотариуса
...Нотариус обязан обеспечивать сохранность нотариальных документов на бумажном носителе в соответствии со сроками их хранения, установленными Типовой номенклатурой дел нотариуса, либо до передачи их в нотариальный архив нотариальной палаты, членом которой он является.
Передача нотариальных документов на бумажном носителе в нотариальный архив осуществляется нотариусом по истечении десяти лет начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором производство по ним было окончено, в порядке, установленном правилами нотариального делопроизводства.
До передачи нотариальных документов в нотариальный архив в соответствии с настоящей статьей нотариус обязан сделать копии всех имеющихся в деле нотариальных документов на бумажном носителе в виде их электронных образов и передать их на хранение в единую информационную систему нотариата...
Единая информационная система нотариата теперь будет включать (ст. 34.2):
- нотариальные документы в электронной форме;
- электронные образы нотариальных документов, созданных на бумажном носителе.
Все это нотариус перед передачей должен подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью (ст. 11). Кстати, какие удостоверяющие центры их могут выдавать, теперь тоже уточнили.
Передача нотариальных документов в систему нотариата будет производиться в порядке и сроки, установленные правилами нотариального делопроизводства (ст. 34.3). Над обновлением нормативной базы еще предстоит потрудиться федеральному органу юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой (как видите, Росархива здесь нет), чтобы утвердить:
- порядок хранения нотариальных документов в электронной форме, электронных образов нотариальных документов, созданных на бумажном носителе, содержащихся в Единой системе нотариата;
- технические требования к форматам таких документов;
- порядок использования усиленной квалифицированной электронной подписи при их хранении;
- порядок доступа к таким документам.