Top.Mail.Ru

Переходный период использования квалифицированных электронных подписей еще раз продлили – теперь до августа 2023 года

Изначально с 1 января 2022 г. сотрудники организаций (кроме лиц, действующих от их имени без доверенности) должны были использовать в своих служебных целях:

  • личные квалифицированные электронные подписи физлиц
  • вместе с доверенностями, в т.ч. машиночитаемыми.

Но провести для этого всю подготовительную работу (создание нормативной базы и технических возможностей) все игроки рынка не успели. Поэтому дедлайн сдвинули с начала 2022 года на его конец, назвав 2022 год «переходным периодом», во время которого:

  • машиночитаемые доверенности применяются добровольно;
  • а аккредитованные удостоверяющие центры продолжают, как и раньше, выпускать на сотрудников компаний электронные подписи с привязкой к организации.

За 2022 год многое было сделано, в т.ч. ФНС и Федеральной нотариальной палатой России. Но к концу 2022 года стало понятно, что инфраструктура полностью пока не готова, поэтому дату запуска сдвинули еще на полгода – до 31 августа 2023 года.

В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что «...в условиях жесткого санкционного давления со стороны западных стран создается ситуация объективной невозможности подготовки к обязательному использованию машиночитаемой доверенности в правоотношениях в электронной форме по причине отсутствия достаточного количества производственных мощностей и технологий для производства высококачественных аналогов современных плат и микросхем, требующихся для доработки информационных систем в целях приведения в соответствие с действующим законодательством. В свою очередь, сложившаяся обстановка формирует высокий риск остановки электронного документооборота в целом. Указанными событиями продиктована необходимость продления “переходного периода”...».

В итоге принятый Федеральный закон от 19.12.2022 № 536-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 536-ФЗ) продлил «переходный период» использования квалифицированных электронных подписей до 31 августа 2023 года. Поэтому до этой даты продолжается:

  • добровольность применения машиночитаемых доверенностей;
  • выдача и действие квалифицированных сертификатов электронных подписей на сотрудников компаний с привязкой к организации (если при их выпуске срок действия был указан более длительный, то он все равно заканчивается 31 августа 2023 года – согласно 536-ФЗ).

Что будет дальше, покажет время.

Обратите внимание: вышеописанная долгая песня с электронными подписями и машиночитаемыми доверенностями тянется именно для «рядовых» сотрудников организаций. Что касается новых правил работы с квалифицированными подписями юридических лиц, которыми пользуются руководители, действующие от их лица без доверенности, то они начали действовать с 1 января 2022 г., как это первоначально и предполагалось.

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией
компании «ЭОС», эксперт ИСО, член Международного совета архивов

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Правила делового этикета, отличающиеся для дам и кавалеров

Включает ли деловой этикет какие-то правила поведения, которые различаются для женщин и мужчин?

Документы-основания для приказов об отпуске и возложении обязанностей

Можно ли при оформлении отпуска работника в одном приказе прописать всю информацию о предоставлении отпуска и в этом же приказе (отдельным пунктом) возложить обязанности отсутствующего работника на другого работника на период отпуска? Тогда возникает вопрос о сроках хранения приказа. Срок хранения приказов об отпусках – 5 лет, возложение обязанностей – 50 лет. Если отпуск и возложение обязанностей на период отпуска должны оформляться разными приказами, то должно быть два разных документа-основания: заявление на отпуск от работника и служебная записка на возложение обязанностей? Или достаточно в одном заявлении на отпуск указать информацию о согласии другого работника исполнять обязанности на период отпуска?

Ответ в бумажном виде на электронное обращение

Какие сведения автор обращения обязан указать о себе и способах коммуникации с ним? Обязана ли организация направлять на почтовый адрес гражданина бумажный ответ на его электронное обращение? Ответы даем на основе анализа формулировок закона об обращениях граждан. Показываем примеры того, как можно организовать распечатку из СЭД и оформлять бумажные копии электронных ответных писем.

Предварительное рассмотрение входящих документов

Как освободить руководителя организации от необходимости рассматривать большой вал входящих документов для выдачи по ним поручений исполнителям? Можно перенаправить основной поток напрямую на его заместителей, руководителей подразделений и ответственных работников. Показываем, как выявить темы документов и по какой логике распределять их между этими «адресатами». Как учитывать важность и срочность вопросов, какие установки обсудить с руководителем. Как работать с нерегистрируемой корреспонденцией. Как оформить матрицу распределения документов. Что регламентировать. Как преодолеть сопротивление изменениям со стороны руководителей и остальных сотрудников компании.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.