Top.Mail.Ru

Как мошенник получил ЭП от имени организации, и как потом ее признавали недействительной

Арбитражный суд г. Москвы в июле 2022 года рассмотрел дело № А40-271733/2021, в рамках которого «БМВ Банк» просил признать недействительным с момента создания сертификат ключа проверки электронной подписи, выданный удостоверяющим центром ООО «АйтиКом» человеку, который никогда не являлся ни работником, ни уполномоченным представителем банка.

Данная история произошла еще тогда, когда удостоверяющие центры (УЦ) выдавали усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) сотрудникам организаций, поэтому в УЦ надо было идентифицировать не только физлицо, явившееся за УКЭП, но и проверить подлинность заявления и доверенности, выданной организацией.

Как банк обнаружил проблему? Он предоставлял потребительские кредиты под залог транспортных средств. Такой залог должен регистрироваться в Реестре уведомлений о залоге движимого имущества, что банк и делал. Но при сверке на сайте https://www.reestr-zalogov.ru/ обнаружил, что 4 записи были удалены из Реестра по заявлению неизвестного ему физлица. Банк утратил право обращения взыскания на эти 4 автомобиля, что привело к убыткам. Согласно данным с сайта https://гибдд.рф/, заложенные транспортные средства после исключения сведений об их залоге из Реестра были неоднократно перепроданы, а с новых собственников банк уже ничего взять не мог.

Действия по исключению записей из Реестра совершались с использованием электронной подписи физического лица, выданной ООО «АйтиКом». Банк обратился к этому УЦ с заявлением об аннулировании сертификата ключа проверки УКЭП и о предоставлении документов. Сертификат был аннулирован, однако банк не получил от УЦ ни пояснений, ни документов, подтверждающих правомерность создания спорной УКЭП. Банк обратился в суд с требованием признать УКЭП недействительной уже с момента ее создания, а не только с момента аннуляции.

Сначала суды отказывались удовлетворить эти требования, но «на втором круге» в августе и октябре 2023 года судьи все-таки согласились с банком. Аргументы этой позиции нам интересны – главное, что УЦ допустил существенные недочеты при идентификации физлица, получающего УКЭП, и при проверке подлинности документов, по которым якобы менеджер по продажам банка должен был получить УКЭП:

  • копия доверенности от банка на получение УКЭП не содержала даты (что уже говорит о ее ничтожности, но УЦ это не смутило);
  • сертификат УКЭП выдавался в г. Кемерово, хотя при анализе выписки из ЕГРЮЛ сотрудник УЦ должен был увидеть, что в Кемерово у банка нет ни представительства, ни обособленного подразделения;
  • в заявлении от банка на изготовление УКЭП был указан адрес электронной почты банка с доменом, отличным от реального. Хотя на официальном сайте банка есть адрес электронной почты, на который УЦ мог направить скан доверенности для подтверждения или опровержения факта ее выдачи. Лицензированный УЦ должен был заметить эти нестыковки, но он этого не сделал;
  • в заявлении банка на выпуск УКЭП и в доверенности подпись руководителя банка и печать не являются подлинными. Хотя их образцы есть на сайте банка;
  • индентификация организации-заявителя могла быть сделана и по платежным документам, но оплата услуг была произведена все тем же физлицом, явившимся за УКЭП;
  • идентификация физлица тоже была проведена с нарушениями, например при фотографировании человек даже не снял свой головной убор, хотя идентификация во многом проводится за счет сличения формы ушных раковин и головы. Кроме того, сделанная фотография сильно отличается от фото в предъявленном паспорте.

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании
«ЭОС», эксперт ИСО

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

«Общество с ограниченной ответственностью» пишется с маленькой или большой буквы?

Почему в тексте документов слова «общество с ограниченной ответственно стью» или «акционерное общество» в составе полного наименования организации должны писаться с маленькой буквы? Например, «…направили в общество с ограниченной ответственностью “Дубрава”…». И почему в большинстве случаев мы видим написание с заглавной буквы? Например, «…направили в Общество с ограниченной ответственностью “Дубрава”…».

«Государственный» и «Федеральный» в названии организации

С какой буквы пишутся слова «государственный» или «федеральный» в названии формы собственности предприятия. Например, федеральное бюджетное учреждение «Лерой» или Федеральное бюджетное учреждение «Лерой»?

Что нужно сделать службе ДОУ в конце года

Состав работ, который традиционно выполняется в конце и начале года, в разных организациях отличается. Показываем, что входит в обязательную программу и что еще целесообразно сделать (сможете проверить себя по «чек-листу»). Где взять подсказки для наилучшего выполнения.

Внедрение простой электронной подписи: шаг за шагом

Опыт крупной организации по внедрению простой электронной подписи (ЭП) для перевода в цифру внутренних документов изложен в виде оптимального порядка действий (кто что должен сделать). Разбираются варианты визуализации на документах квалифицированной и простой ЭП. Зачем работодателю выпускать сертификат для простой ЭП. Как обозначить круг документов и действия с ними, для которых можно применять простую ЭП. Опубликованы примеры приказа о внедрении новой технологии и Положения об использовании простой ЭП в организации, а также согласия работника на признание равнозначности его простой ЭП собственноручной подписи на бумажном носителе.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.