Top.Mail.Ru

Наказание за пересылку информации с корпоративного электронного адреса на личный

Многие организации усилили внимание к вопросам защиты своей информации. В этой связи в локальные нормативные акты (ЛНА) включаются нормы, регулирующие порядок работы с информацией, а также устанавливающие наказания для сотрудников за нарушение этого порядка. Рассмотрим судебное дело, где ключевую роль сыграли формулировки ЛНА, преодолеть которые работник-нарушитель в суде не смог.

Работник СПАО «Ингосстрах» в сентябре 2021 года переслал с корпоративного адреса электронной почты на свой личный почтовый адрес письмо с темой «Продолжение дискриминации», вложив в него скриншот экселевского файла, где были данные о 38 сотрудниках его организации: фамилии, имена, отчества, занимаемые должности и режим работы.

Но у работодателя:

  • была установлена информационная система Info Watch, которая по специальным протоколам отслеживала пересылку конфиденциальной информации и персональных данных. Она работала в режиме «копия», т.е. сохраняла все письма в архив с возможностью дальнейшего анализа отправлений, не блокируя их отправку;
  • был грамотно составлен ЛНА на этот случай, с которым данный работник был ознакомлен под подпись. Пунктом 3.2 Правил внутреннего трудового распорядка для работников СПАО «Ингосстрах» (версия 9.2.), утвержденных приказом от 29.12.2020 № 495:
    • установлен запрет работникам на любую пересылку и копирование рабочей документации, данных, иной информации на электронные адреса, не принадлежащие обществу и/или не проверенные его специальными уполномоченными подразделениями, в т.ч. на личные электронные адреса работников;
    • этот запрет не распространяется на пересылку и копирование рабочей документации, данных, иной информации в процессе взаимодействия с контрагентами, потенциальными контрагентами, судами, компетентными органами, иными организациями и лицами, связанную с исполнением работником своих трудовых обязанностей.

За это работник, получивший выговор, и ухватился – он настаивал на том, что пересылал:

  • не сам рабочий документ, а скриншот его фрагмента;
  • целью было обращение в суд.

Но это ему не помогло. Логика судьи была следующей:

  • скриншот экселевского файла является копией его фрагмента – информация там была ясно видна;
  • исключение касается пересылки рабочих документов / информации суду только тогда, когда это действие выполняется в рамках выполнения трудовых обязанностей работника. В данном случае работник сделал это совсем с иной целью. И письмо он направил не в адрес суда, а на свой личный адрес электронной почты;
  • работник был ознакомлен под подпись с правилами, которые нарушил. Работодатель реализовал всю процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности прежде, чем наложить выговор.

В результате Замоскворецкий районный суд в октябре 2022 года, рассмотрев дело № 02-3286/2022 (УИД 77RS0007-02-2021-021816-91), полностью встал на сторону работодателя и работнику не удалось получить то, чего он хотел: отменить выговор, получить извинения и компенсацию морального вреда. Апелляционная инстанция в марте 2023 года полностью согласилась с выводами первой судебной инстанции.

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании
«ЭОС», эксперт ИСО

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Сколько хранить проекты документов и листы согласования к ним

Несколько противоречивая формулировка в Правилах делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления приводит к тому, что некоторые организации длительно хранят не только подписанный документ, но и все его рабочие проекты с листами согласования, даже когда этого не требуется. Объясняем, как делать правильно: какие рабочие проекты надо хранить столько же, сколько подлинники, а какие нет; как оба эти варианта отразить в номенклатуре дел. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Как приказом внести изменения в состав комиссии и ЛНА

Какой нормативно-методической базой стоит пользоваться. Показываем, как составлять тексты приказов, которые могут неоднократно менять состав комиссии (с «точечными» изменениями или утверждением нового полного состава). Как в действующем локальном нормативном акте приказом можно изменить раздел или пункт, как отменить отдельные пункты. Как утвердить новый вариант ЛНА (в т.ч. с учетом идентификации версионности).

На сколько обязательны утвержденные организацией шаблоны документов?

Согласно приказу введен в действие Единый реестр шаблонов предприятия (в него включены, например, шаблон приказа, исходящего письма, должностной инструкции, локального нормативного акта и др.). В организационно-распорядительном документе также указано, что порядок разработки, утверждения и корректировки указывается в приложении к приказу. Статус «Шаблон» документ получает только на основании регистрации в Едином реестре шаблонов. При этом в приказе ничего не указано о статусе таких шаблонов. Просим разъяснить, какой статус будут носить такие шаблоны: обязательный, добровольный или рекомендательный? Если, например, работник возьмет за основу шаблон должностной инструкции и включит пункты, которые отсутствуют в нем, то будет ли это являться отступлением от требований в использовании шаблона?

У документа несколько резолюций разных руководителей

Наша компания крупная, у генерального директора много заместителей по определенным направлениям. В организацию зачастую поступают документы, адресованные двум должностным лицам компании. Например, двум заместителям, когда в одном письме затрагиваются вопросы, которые курируют эти руководители. Соответственно, документ передается на рассмотрение и тому, и другому руководителю. Таким образом, один и тот же документ будет иметь две резолюции, как правило, с указанием разных исполнителей и разными сроками исполнения (ведь у каждого руководителя свое видение). А иногда фамилии исполнителей частично совпадают у обоих руководителей. К тому же документы с резолюциями от двух руководителей могут выйти не одновременно, т.к. один из руководителей может отсутствовать на рабочем месте, например находиться в командировке. От второго руководителя резолюция может выйти позже, чем от первого. На какую резолюцию необходимо опираться при направлении документа на исполнение и постановке на контроль, ведь служба делопроизводства не может игнорировать ни одну, ни другую резолюцию? Но и ставить одному и тому же документу разные сроки исполнения абсурдно, равно как и направлять на исполнение в разные отделы.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.