Согласование «по умолчанию» как инструмент борьбы с нарушениями сроков чиновниками

Большинство методов работы с документами опирается на прочный теоретический фундамент и на нормативно-правовую базу, которые предусматривают меры контроля исполнения и наказания за несвоевременное исполнение. Однако в определенных обстоятельствах имеют право на жизнь и практичные, пусть не совсем «идейно выдержанные» методы, позволяющие быстро решить проблему, не затрачивая при этом массу времени и сил на перевоспитание задействованных в процессах людей.

Одним из таких практичных методов является согласование «по умолчанию» (некоторые называют его «автосогласованием») – подход, при котором:

  • устанавливается определенный срок на согласование документа,
  • и по истечении срока документ считается согласованным соответствующим лицом или стороной,
  • если он не представил иной аргументированный ответ.

Очевидным недостатком данного подхода является риск того, что согласующая сторона не станет рассматривать документ по существу, и в результате в принятом документе останутся серьезные дефекты и ошибки, которые впоследствии придется исправлять.

Данный метод известен довольно давно, хотя используется он и не слишком часто. Но вот появился свежий пример его применения. Согласно появившейся в СМИ информации, с мая 2023 года механизм «автосогласования» применялся в России при подготовке подзаконных актов Правительства РФ и показал хорошие результаты:

  • если до его применения в 2022 году нарушение сроков принятия подзаконных актов составляло 17% от общего числа актов,
  • то в 2023 году этот показатель снизился до 3,6%,
  • а за первые 9 месяцев 2024 года – до 0,4%.

Кроме того, с апреля по октябрь 2024 года проводился эксперимент с применением механизма «автосогласования» к законопроектам от «внешних» инициаторов (депутатов Госдумы, сенаторов и др.). В результате сроки подготовки министерствами и ведомствами отзывов и заключений на законопроекты сократились на 41% (в среднем составили 23 дня).

В этом последнем эксперименте рецепт «автосогласования» был следующий: «если министерство или ведомство не представило замечания к внесенному документу, то проект отзыва или заключения Белого дома считается согласованным». Конечно, возможность продления срока есть, но когда все это происходит в электронном виде, то потом можно проанализировать исполнительскую дисциплину и сделать выводы.в>

С сентября 2024 года тестируется правительственная ГИС «Нормотворчество», и положительно зарекомендовавший себя механизм «автосогласования» в нее тоже закладывается.

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании
«ЭОС», эксперт ИСО

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как в приказе об увольнении «зачеркнуть ненужное»?

Как в приказе об увольнении понимать фразу в скобках «(ненужное зачеркнуть)»? Что здесь ненужное? От чего это зависит? Как правильно заполнить?

Председатель экспертной комиссии: им может быть не заместитель гендиректора?

В государственном учреждении меняется состав экспертной комиссии. Может ли быть ее председателем не заместитель руководителя учреждения, а директор дирекции, курирующей делопроизводство? Директор дирекции находится в прямом подчинении руководителя учреждения. А заместители руководителя учреждения делопроизводство не курируют.

Распространенные ошибки в номенклатуре дел

Эта статья поможет вам проверить себя и вовремя скорректировать работу. Рассматриваем не только простые случаи (которые большинство понимает правильно), но и более «заковыристые». Кому можно не вести номенклатуру дел? Как правильно оформлять заголовки дел и наименования разделов? Как предусмотреть резервные номера? Как отражать в графе 3 и суммировать в итоговой записи количество образовавшихся за год единиц хранения (с бумажными и электронными документами, переходящих и гибридных дел)? И многое другое. Больше всего путаницы возникает при определении сроков хранения и ссылках на их основания. Мы показали, какие ситуации в типовом Перечне какие возможности дают организации, как сделанный ею выбор надо отразить и аргументировать в номенклатуре дел. Как ссылаться на сроки, установленные другими нормативными актами, на решения ЭК организации, на статьи, пункты и примечания типового Перечня. Кто и на каком основании может сократить постоянный срок хранения типового Перечня до 10 лет (или более) в своей номенклатуре дел.

Как исправить ошибку в акте комиссии

Показываем 3 варианта исправления ошибки в акте комиссии: если она технического свойства (например, ошибка счета); если она важная фактическая; если признаются недействительными все результаты работы комиссии. Какие приказы в этих случаях издаются. Как оформить акт об исправлении ошибки. Как на алгоритм действий влияет статус комиссии, допустившей ошибку (постоянно действующая или специально созданная). Как уточнить персональный состав комиссии, которая будет исправлять ошибки. Поводом для статьи стал вопрос нашего подписчика.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Правила оформления даты в документах

ГОСТ Р 7.0.97-2016 описывает правила оформления даты документа предельно лаконично. Поэтому нам есть что добавить! Ставить 0 в начале даты? Можно использовать кавычки? «Длящаяся» дата протокола. Дата совместного документа. Специфика госорганов. Дата подписания электронного документа. Дата доверенности. Дата на обложке дела и на титульном листе ЛНА. В каких реквизитах и как лучше оформлять дату. Подробно остановились на оформлении дат в тексте документа в различных ситуациях. Статья содержит 25 примеров.