Претензии к слову «роспись» в Трудовом кодексе РФ

Минтруд России получил вопрос от любителя русского языка, который просит разъяснить, какими видами рисунков, росписей и разрисовки следует покрывать документы при ознакомлении с ними. В ТК РФ 18 раз используется выражение «под роспись» в контексте, указывающем на необходимость получения от работника подписи на документе. Но согласно утвержденным Правительством РФ спискам нормативных словарей1 под росписью понимается совсем не подпись, а покрытие рисунком, росписью; разрисовка; декоративная живопись на стенах, потолках зданий и предметах быта; либо письменный перечень, список чего-либо.

Минтруд России признал тот факт, что в ТК РФ содержится словосочетание «под роспись», которое используется для подтверждения факта ознакомления работника с определенным документом или информацией. Затем ведомство сослалось на п. 58 утратившего силу с 01.03.2025 ГОСТа Р 7.0.8-20132, согласно которому подпись – это реквизит, содержащий собственноручную роспись должностного или физического лица. Сослался Минтруд России и на одно из значений слова «расписать» в Толковом словаре государственного языка Российской Федерации.

Тем не менее добавим, что согласно правилам русского языка говорить «поставить роспись на документе» неверно. Правильно – «поставить подпись на документе».

Сноски 2

  1. Утверждены распоряжением Правительства России от 30.04.2025 № 1102-р. Подробности см. в новости «Утвержден список нормативных словарей, справочников и грамматик по русскому языку для его использования в документах» в № 6` 2025 на стр. 7. Вернуться назад
  2. В настоящее время действует ГОСТ Р 7.0.8-2025 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утв. приказом Росстандарта от 28.01.2025 № 30-ст), где реквизит «подпись» определяется как реквизит документа на бумажном носителе, подтверждающий его подписание. Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 1

Светлана М.
01.08.2025, 18:44

Ответ Минтруда действительно поражает степенью глубины филологических познаний и навыками использования источников для доказательной базы :)
Если обратиться к действующему ГОСТ 7.0.8.2025, то "подпись" - реквизит документа на бумажном носителе. подтверждающий его подписание, а "подписание документа" - удостоверение документа собственноручной или электронной подписью должностного или физического лица по установленной форме.
В свою очередь, Толковый словарь государственного языка Российской Федерации определяет слово "подпись" как "фамилия, собственноручно поставленная под чем-либо" и не содержит упоминания слов "роспись" или "расписать" в значении "поставить подпись", "подписать (документ)".
Часто путают слова "подпись" и "роспись". Причины этой ошибки те же, что и в ситуации надеть/одеть или представить/предоставить: разница в значении этих похожих по звучанию слов для многих неочевидна. К тому же дополнительную путаницу вносит и глагол "расписаться". Согласитесь, что "расписаться" и "расписать" это не совсем одно и тоже. Расписаться, т.е. оставить свой автограф, можно и в документе, и на стене. А вот расписать документ (т.е. выдать поручение по его исполнению) совсем не то же самое, что расписать стену. Так и оказалась эта ошибка в Трудовом кодексе.
Вывод:
- если требуется документ заверить подписью (собственноручной или электронной) или ознакомить работников с документом, используем в зависимости от контекста либо глагол "подписать", либо существительное "подпись": Иван Иванович, подпишите приказ. Татьяна, поставь свою подпись на договоре. Ольга Сергеевна, ознакомьтесь с должностной инструкцией под подпись;
- если требуется выдать поручение по документу, уместен глагол "расписать": Маша, попроси Ивана Ивановича расписать документ Петрову;
- если хочется на унылой стене что-то красочное лицезреть, глагол "расписать" как нельзя кстати: Сергей, а распиши-ка мне эту серую стену под хохлому, да поярче.

Рекомендовано для вас

Служебные записки и протоколы как основания к приказам

Все приказы у нас формируются в рамках основной деятельности (в том числе и по личному составу), в констатирующей части упоминаются: – служебные записки (если служебные записки «О работе в выходные дни, сверхурочное время», то они с подписями сотрудников, но есть служебные записки и на производственные темы, не касающиеся персонала); – внутренние протоколы в качестве основания к изданию приказов. Интересует срок хранения указанных оснований. Уместно ли их оформлять в констатирующей части приказа и допустимо ли совместное хранение с приказами.

Можно ли использовать сокращенные наименования в тексте приказов?

На предприятии существует приказ «О присвоении индивидуальных индексов», который включает сокращенные наименования структурных подразделений и должностей. Допустимо ли использовать их в текстах приказов нашего предприятия?

Воинский учет: с чего начать?

Воинский учет обязаны вести все организации. Штрафы за нарушения в этой сфере доходят до 500 000 руб. для юрлиц и до 80 000 руб. для должностных лиц. Мы свели в таблицу сведения о том, за что и на сколько могут оштрафовать. Объясняем, как поставить свою организацию на воинский учет: куда обращаться, с каким комплектом документов. Показываем образцы: письма о постановке на учет, карточки учета организации (по форме № 18), приказа об организации воинского учета, плана работы по воинскому учету.

Как назначить ответственного за воинский учет?

Как определить количество ответственных за ведение воинского учета в организации – здесь надо придерживаться нормативов. Кто это может быть.В каком порядке действовать: сначала оформить ответственного на работу и потом предлагать его кандидатуру на согласование в военкомат... или наоборот? Вопрос возникает из-за того, что 2 основных документа по ведению воинского учета в организациях «расходятся во мнении».Показываем возможный алгоритм действий (с вариациями), примеры приказа об организации воинского учета граждан и акта приема-передачи документов по воинскому учету.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.