Ужесточение наказаний за незаконное получение и разглашение коммерческой, налоговой и банковской тайны

Федеральный закон от 24.06.2025 № 175-ФЗ внес изменения в ст. 183 Уголовного кодекса РФ. Это было сделано во исполнение поручения Президента РФ. Авторы законопроекта в пояснительной записке изложили необходимость усиления ответственности:

«...Особое внимание уделяется осуществлению мероприятий по выявлению и пресечению каналов утечки и незаконного распространения информации, содержащейся в базах данных таможенных органов.

В рамках борьбы с данными противоправными деяниями выявлено 65 информационных ресурсов, предоставляющих в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” доступ к информации из баз данных таможенных органов, содержащих налоговую тайну. Деятельность таких информационных ресурсов блокируется в установленном порядке, лица, причастные к совершению таких преступлений, привлекаются к уголовной ответственности. Вместе с тем “черный рынок” незаконного оборота указанной информации продолжает расти, а противоправные деяния в данной области носят рецидивный характер.

Кроме того, в современных условиях внешнего санкционного давления... в 2023 году в средствах массовой информации активно стали распространятся сведения об использующихся в Российской Федерации схемах ввоза товаров, на которые наложены санкции...».

В результате в ст. 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» УК РФ изменили наказания в ч. 3 и 4:

Часть ст. 183 УК РФ

Нарушение

Как наказывается

было

стало

ч. 1

Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, обмана, шантажа, принуждения, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом

штрафом до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 1 года,
либо исправительными работами на срок до 1 года,
либо принудительными работами на срок до 2 лет,
либо лишением свободы на срок до 2 лет

ч. 2

Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе

штрафом до 1 000 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет,
либо исправительными работами на срок до 2 лет,
либо принудительными работами на срок до 4 лет,
либо лишением свободы на срок до 4 лет

ч. 3

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности

штрафом до 1 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет,
либо принудительными работами на срок до 5 лет,
либо лишением свободы на срок до 5 лет

принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет
либо лишением свободы от 2 до 5 лет со штрафом до 5 000 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 5 лет либо без такового

ч. 4

Деяния, предусмотренные ч. 2 или 3 ст. 183 УК РФ, повлекшие тяжкие последствия

принудительными работами на срок до 5 лет
либо лишением свободы на срок до 7 лет

принудительными работами на срок до 5 лет
либо лишением свободы от 3 до 7 лет со штрафом от 1 000 000 до 5 000 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода за период от 1 года до 5 лет либо без такового

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании
«ЭОС», эксперт ИСО

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Служебные записки и протоколы как основания к приказам

Все приказы у нас формируются в рамках основной деятельности (в том числе и по личному составу), в констатирующей части упоминаются: – служебные записки (если служебные записки «О работе в выходные дни, сверхурочное время», то они с подписями сотрудников, но есть служебные записки и на производственные темы, не касающиеся персонала); – внутренние протоколы в качестве основания к изданию приказов. Интересует срок хранения указанных оснований. Уместно ли их оформлять в констатирующей части приказа и допустимо ли совместное хранение с приказами.

Можно ли использовать сокращенные наименования в тексте приказов?

На предприятии существует приказ «О присвоении индивидуальных индексов», который включает сокращенные наименования структурных подразделений и должностей. Допустимо ли использовать их в текстах приказов нашего предприятия?

Воинский учет: с чего начать?

Воинский учет обязаны вести все организации. Штрафы за нарушения в этой сфере доходят до 500 000 руб. для юрлиц и до 80 000 руб. для должностных лиц. Мы свели в таблицу сведения о том, за что и на сколько могут оштрафовать. Объясняем, как поставить свою организацию на воинский учет: куда обращаться, с каким комплектом документов. Показываем образцы: письма о постановке на учет, карточки учета организации (по форме № 18), приказа об организации воинского учета, плана работы по воинскому учету.

Как назначить ответственного за воинский учет?

Как определить количество ответственных за ведение воинского учета в организации – здесь надо придерживаться нормативов. Кто это может быть.В каком порядке действовать: сначала оформить ответственного на работу и потом предлагать его кандидатуру на согласование в военкомат... или наоборот? Вопрос возникает из-за того, что 2 основных документа по ведению воинского учета в организациях «расходятся во мнении».Показываем возможный алгоритм действий (с вариациями), примеры приказа об организации воинского учета граждан и акта приема-передачи документов по воинскому учету.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.