Усилится контроль за передачей за пределы России результатов научно-исследовательской деятельности

Федеральный закон от 24.06.2025 № 159-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7.1 и 16 Федерального закона “О науке и государственной научно-технической политике”» был разработан для усиления контроля за передачей за границу:

  • результатов научной, научно-исследовательской деятельности и
  • экспериментальных разработок,
  • научной и/или научно-технической продукции.

Будет вестись специальная единая государственная информационная система (ЕГИС), а контролем займется в т.ч. ФСБ России.

Статья 7.1 «Единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения» дополнена пунктом 2.1 следующего содержания (вступит в силу с 1 марта 2026 года).

«2.1. Субъекты научной и/или научно-технической деятельности и субъекты инновационной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности представляют в единую государственную информационную систему сведения о планируемых работах по направлениям научной и/или научно-технической деятельности и об экспериментальных разработках с участием иностранных граждан и/или иностранных организаций, а также российских организаций, участниками (учредителями) которых являются иностранные граждане и/или иностранные организации, участие в которых возможно только по согласованию с ФСБ в соответствии с перечнем, установленным абзацем третьим пункта 4 статьи 16 настоящего Федерального закона».

В ЕГИС будут размещаться сведения о сотрудничестве с иностранными организациями либо российскими организациями, среди участников которых есть «иностранцы»:

  • сведения о договорах о научной и/или научно-технической деятельности и об экспериментальных разработках, заключенных научными организациями и/или образовательными организациями высшего образования (при выполнении ими работ за счет привлекаемых средств бюджетов бюджетной системы РФ);
  • сведения о планируемых работах по направлениям научной и/или научно-технической деятельности и об экспериментальных разработках.

Причем участие таких иностранных организаций (либо российских организаций с иностранным учредителем) возможно только по согласованию с ФСБ России в соответствии с перечнем (вступает в силу с 1 марта 2026 года). Порядок такого согласования устанавливается Правительством РФ.

Новые правила будут вступать в силу поэтапно для разных категорий организаций:

  • с 1 апреля 2026 года– в отношении научных организаций и образовательных организаций высшего образования, осуществляющих научные исследования (разработки) за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания. Причем такие организации до 1 декабря 2025 года должны разместить в ЕГИС сведения о действующих договорах (т.е. вне ЕГИС могут остаться только договоры, истекшие до 1 декабря 2025 года);
  • с 1 сентября 2028 года– в отношении российских организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих научные исследования (разработки) за счет средств федерального бюджета и за счет иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании
«ЭОС», эксперт ИСО

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Чем руководствоваться при издании приказов

Существует какой-либо официальный нормативный документ, который регламентирует все вопросы издания приказов (их разработка, кто разрабатывает, как правильно разрабатывать, порядок оформления, правильное название, введение в действие и т.д.)? Чем можно руководствоваться, чтобы все приказы в организации были изданы правильно? Инструкция по делопроизводству на предприятии имеется, но руководитель требует документ «высшего» уровня, типа «Все о приказах с нуля».

Как составить график документооборота на предприятии?

Как правильно составить график документооборота на предприятии? Есть ли образец графика, чем руководствоваться при его составлении?

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений.

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений и сводную по организации? Какое распределение обязанностей предусмотрено в нормативных актах Росархива. И что делать, если руководитель вашей организации требует от службы делопроизводства разработать номенклатуру делдля (и за) всех подразделений. Поводом для статьи стал вопрос подписчика. Объясняем, как организовать работу так, чтобы не пугать подразделения требованием разработать свои номенклатуры дел, но при этом получить необходимую информацию для составления сводной номенклатуры. Показываем алгоритм действий, аргументы для руководства, примеры приказа о разработке номенклатуры дел на следующий год.

Как в организации внедрить новые ГОСТы по делопроизводству

В 2025 году вступили в силу важные ГОСТы: сначала терминологический, потом на оформление организационно-распорядительной документации. Как действует принцип добровольности применения стандартов в России. Как организация может оформить свое добровольное присоединение к выполнению этих ГОСТов. Возможно несколько вариантов – объясняем их на примерах. Поводом стал вопрос читателя, которому руководство поручило это реализовать.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.