Кредитные организации должны будут отвечать на запросы «силовиков» через СМЭВ

Кредитные организации должны будут через системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) предоставлять сведения по запросам госорганов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации:

  • сначала данное нововведение появилось на законодательном уровне (было внесено Федеральным законом от 01.04.2025 № 41-ФЗ «О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий...»);
  • далее Правительство РФ постановлением от 30.08.2025 № 1344 утвердило Правила (предоставления кредитной организацией сведений «силовикам» с использованием СМЭВ). Данные новшества вступят в силу 1 марта 2026 года. В течение 6 месяцев с этой даты (т.е. до 01.09.2026) кредитные организации должны будут успеть подключиться к СМЭВ и быть готовыми к взаимодействию через нее.

Запрос через СМЭВ должен быть подписан УКЭП и содержать определенные сведения. Если их там не окажется, то кредитная организация может вернуть его без рассмотрения с указанием причин возврата и нарушений.

Ответ кредитной организации, направляемый через СМЭВ, подписывается УКЭП и по запросу «силовиков» может содержать следующие сведения:

  • о счетах и вкладах физического лица (ИП) или юридического лица;
  • об операциях по счетам и вкладам, совершаемым в т.ч. с использованием электронных средств платежа, включая дату, время, сумму, назначение платежа, идентификатор платежа, номер счета и (или) номер (идентификатор) электронного средства платежа,
    в т.ч. получателя платежа (при наличии), включая идентификатор платежа, способ совершения операции (банкомат, мобильное приложение, сайт в сети «Интернет»);
  • о месте и времени выдачи наличных денежных средств со счета, вклада клиента, включая номера банкоматов, отделений банка и их расположение;
  • о месте открытия счета, совершение операций по которому производится с использованием электронного средства платежа;
  • о телефонных номерах, оплата услуг связи по которым совершается со счетов с использованием электронного средства платежа;
  • о физических и юридических лицах, пополнявших счет, совершение операций по которому производится с использованием электронного средства платежа наличными деньгами или путем безналичных расчетов, включая (при наличии) фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, номер счета физического лица, телефонные номера, привязанные к счету физического лица, наименование, место нахождения и адрес, номер счета юридического лица, абонентские номера, привязанные к счету юридического лица;
  • об участии физического лица (индивидуального предпринимателя или юридического лица) в брокерской деятельности (при наличии), включая сведения о покупке и (или) продаже ценных бумаг;
  • о сейфовых ячейках, взятых в аренду.

Как видите, Правительство РФ достаточно четко регламентировало содержание запросов «силовиков». Список сведений просто завораживает.

Сроки ответа для кредитных организаций будут стандартными (в Правилах ничего оригинального в отношении сроков не установлено, просто дана отсылка к ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1).

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании
«ЭОС», эксперт ИСО

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как в приказе об увольнении «зачеркнуть ненужное»?

Как в приказе об увольнении понимать фразу в скобках «(ненужное зачеркнуть)»? Что здесь ненужное? От чего это зависит? Как правильно заполнить?

Председатель экспертной комиссии: им может быть не заместитель гендиректора?

В государственном учреждении меняется состав экспертной комиссии. Может ли быть ее председателем не заместитель руководителя учреждения, а директор дирекции, курирующей делопроизводство? Директор дирекции находится в прямом подчинении руководителя учреждения. А заместители руководителя учреждения делопроизводство не курируют.

Распространенные ошибки в номенклатуре дел

Эта статья поможет вам проверить себя и вовремя скорректировать работу. Рассматриваем не только простые случаи (которые большинство понимает правильно), но и более «заковыристые». Кому можно не вести номенклатуру дел? Как правильно оформлять заголовки дел и наименования разделов? Как предусмотреть резервные номера? Как отражать в графе 3 и суммировать в итоговой записи количество образовавшихся за год единиц хранения (с бумажными и электронными документами, переходящих и гибридных дел)? И многое другое. Больше всего путаницы возникает при определении сроков хранения и ссылках на их основания. Мы показали, какие ситуации в типовом Перечне какие возможности дают организации, как сделанный ею выбор надо отразить и аргументировать в номенклатуре дел. Как ссылаться на сроки, установленные другими нормативными актами, на решения ЭК организации, на статьи, пункты и примечания типового Перечня. Кто и на каком основании может сократить постоянный срок хранения типового Перечня до 10 лет (или более) в своей номенклатуре дел.

Как исправить ошибку в акте комиссии

Показываем 3 варианта исправления ошибки в акте комиссии: если она технического свойства (например, ошибка счета); если она важная фактическая; если признаются недействительными все результаты работы комиссии. Какие приказы в этих случаях издаются. Как оформить акт об исправлении ошибки. Как на алгоритм действий влияет статус комиссии, допустившей ошибку (постоянно действующая или специально созданная). Как уточнить персональный состав комиссии, которая будет исправлять ошибки. Поводом для статьи стал вопрос нашего подписчика.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Правила оформления даты в документах

ГОСТ Р 7.0.97-2016 описывает правила оформления даты документа предельно лаконично. Поэтому нам есть что добавить! Ставить 0 в начале даты? Можно использовать кавычки? «Длящаяся» дата протокола. Дата совместного документа. Специфика госорганов. Дата подписания электронного документа. Дата доверенности. Дата на обложке дела и на титульном листе ЛНА. В каких реквизитах и как лучше оформлять дату. Подробно остановились на оформлении дат в тексте документа в различных ситуациях. Статья содержит 25 примеров.