Top.Mail.Ru

Сколько хранятся протоколы годовых и внеочередных собраний?

Вопрос
Сколько хранятся протоколы годовых и внеочередных собраний акционеров в АО? Сколько хранятся аналогичные протоколы в ООО? Зависит ли срок хранения от решаемых на собрании вопросов? Если да, то какие есть варианты?
Отвечает

Концепция управления документами (ИСО 15489, ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007) предполагает, что документы любой организации выполняют прежде всего правовую функцию и служат доказательством законности осуществления деловой деятельности. Документы должны дать возможность собственникам, акционерам в любой момент времени доказать законность владения активами и принятых решений.

С этой позиции протоколы общих собраний акционеров и собраний учредителей должны рассматриваться как распорядительные документы, оформляющие решения органов управления акционерным обществом (АО) или обществом с ограниченной ответственностью (ООО), принимаемые по всем вопросам деятельности, отнесенным к компетенции общего собрания как высшего органа управления организацией. Компетенция и полномочия органов управления (общее собрание, наблюдательный совет или совет директоров) и исполнительных органов (правление, председатель правления, генеральный директор) разделяются в соответствии с нормами акционерного права и закрепляются уставом. Документы органов управления являются важнейшим нематериальным активом организации и, как правило, имеют постоянный срок хранения.

Сроки хранения документов, возникающих при осуществлении однотипных функций в организациях всех форм собственности, устанавливает «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения», утв. приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558 и вступивший в силу с 1 октября 2010 г. (далее – Перечень).

Перечнем закреплены сроки хранения для основных документов акционерных обществ, образующихся в деятельности органов управления ими (см. Таблицу 1). Этими же статьями Перечня руководствуются и при определении сроков хранения документов органов управления в обществах с ограниченной ответственностью.

Для организаций, которые не являются источником комплектования государственного или муниципального архива, установленный Перечнем постоянный срок хранения означает прежде всего срок «до ликвидации организации». При ликвидации подобных организаций вопросы дальнейшего хранения решает ликвидационная комиссия или конкурсный управляющий, а государственный или муниципальный архив могут принять документы постоянного срока хранения на основе принципа выборки организаций и документов.

Таблица 1

Опыт лучших практик акционерных обществ показал, что протоколы общих собраний и все документы по их подготовке и проведению, отражающие выполнение установленных законодательством процедур (включая решение о проведении общего собрания, утвержденную повестку дня, форму сообщения о его проведении, протоколы счетной комиссии и даже бюллетени голосования), целесообразно формировать в один комплекс, в одно дело, определяя срок его хранения по сроку хранения протокола – «постоянно». При этом к данному делу в обязательном порядке составляется внутренняя опись, фиксирующая и наличие в деле «вшитых» конвертов, содержащих опечатанные, сосчитанные и заверенные подписями председателя и секретаря счетной комиссии конверты с бюллетенями голосования по каждому вопросу повестки дня. Весь этот комплекс документов по проведению общего собрания, а не только бюллетени голосования, рекомендуется хранить в специальном запирающемся шкафу (раздельно каждое дело). А факты вскрытия шкафа и выдачи документов с разрешения руководителя исполнительного органа следует документировать в установленном в организации порядке.

Обратите внимание: регулятор рынка ценных бумаг Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР, ранее – ФКЦБ) имеет право устанавливать специальные требования к порядку подготовки и проведения общих собраний акционеров и к обеспечению сохранности документов в акционерных обществах.

В настоящее время на сайте ФСФР с целью проведения публичной антикоррупционной (к сожалению, без профессиональной архивной) экспертизы опубликованы проекты приказов, затрагивающих состав обязательных документов по процедуре проведения общего собрания акционеров и сроки их хранения. Так, срок хранения бюллетеней для голосования и доверенностей на участие в общем собрании акционеров предполагается сократить с постоянного до «не менее 3 лет». Это, конечно, нарушает принцип комплексности хранения документов, обеспечивающих доказательства законности принятых коллегиальных решений. При этом предполагается сохранить прежние условия хранения – в «специальном шкафу с запирающимися ячейками».

Для предотвращения некоторых коллизий в практике применения Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, которое в ближайшем будущем будет утверждено приказом ФСФР, рекомендуем обратить внимание на один из его пунктов: устав акционерного общества и его внутренние документы, регулирующие порядок хранения документов общества, могут предусматривать более длительные сроки хранения документов. Тем более, что проект Положения содержит прямые ссылки на Перечень, в котором срок хранения для бюллетеней голосования – «до прекращения деятельности акционерного общества», а для доверенностей – «постоянно» (см. Таблицу 1).

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 1

Анонимный гость
07.07.2015, 19:18

Данный приказ не действует, т.к. не был опубликован в установленном порядке.

Рекомендовано для вас

Приказы об утверждении и введении в действие ЛНА

Был разработан локальный нормативный акт организации. Как корректно назвать приказ: «О введении в действие» или «Об утверждении и введении в действие»?

На сколько обязательны утвержденные организацией шаблоны документов?

Согласно приказу введен в действие Единый реестр шаблонов предприятия (в него включены, например, шаблон приказа, исходящего письма, должностной инструкции, локального нормативного акта и др.). В организационно-распорядительном документе также указано, что порядок разработки, утверждения и корректировки указывается в приложении к приказу. Статус «Шаблон» документ получает только на основании регистрации в Едином реестре шаблонов. При этом в приказе ничего не указано о статусе таких шаблонов. Просим разъяснить, какой статус будут носить такие шаблоны: обязательный, добровольный или рекомендательный? Если, например, работник возьмет за основу шаблон должностной инструкции и включит пункты, которые отсутствуют в нем, то будет ли это являться отступлением от требований в использовании шаблона?

Если на основном документе есть гриф ДСП, а на приложениях нет

Организация направила нам документ с грифом «Для служебного пользования». Сам документ на 3 листах, на нем проставлен гриф. А приложения к нему на 28 листах (две таблицы) грифа не имеют. Как правильно расценивать приложения? Они тоже подпадают под гриф ограничения доступа, хоть он на них не проставлен, или приложения не являются документами ДСП?

У документа несколько резолюций разных руководителей

Наша компания крупная, у генерального директора много заместителей по определенным направлениям. В организацию зачастую поступают документы, адресованные двум должностным лицам компании. Например, двум заместителям, когда в одном письме затрагиваются вопросы, которые курируют эти руководители. Соответственно, документ передается на рассмотрение и тому, и другому руководителю. Таким образом, один и тот же документ будет иметь две резолюции, как правило, с указанием разных исполнителей и разными сроками исполнения (ведь у каждого руководителя свое видение). А иногда фамилии исполнителей частично совпадают у обоих руководителей. К тому же документы с резолюциями от двух руководителей могут выйти не одновременно, т.к. один из руководителей может отсутствовать на рабочем месте, например находиться в командировке. От второго руководителя резолюция может выйти позже, чем от первого. На какую резолюцию необходимо опираться при направлении документа на исполнение и постановке на контроль, ведь служба делопроизводства не может игнорировать ни одну, ни другую резолюцию? Но и ставить одному и тому же документу разные сроки исполнения абсурдно, равно как и направлять на исполнение в разные отделы.

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?