Top.Mail.Ru
Вопрос
Как исправить в трудовых договорах ошибочное указание на то, что они являются срочными?
Отвечает

Ошибки, допускаемые при оформлении трудового договора, могут быть самыми разными. Это может быть обычная описка (орфографическая ошибка) в условиях договора или реквизитах сторон; это может быть техническая ошибка сотрудников работодателя, в результате которой в трудовой договор не были включены обязательные с точки зрения действующего законодательства сведения или условия; это может быть техническая неточность, когда вместо одной штатной должности указывается другая. В вашем случае ошибка носит явно технический характер. Однако последствия даже таких «технических» ошибок могут быть непредсказуемыми. Возьмем самый крайний вариант – работник пойдет в суд. В данной ситуации работодателю будет необходимо доказать, что имеет место именно ошибка его сотрудника. Правда, сделать это не всегда легко.

Пример 1

Сотрудник отдела кадров при заполнении трудового договора ошибается в сумме заработной платы. Хорошо, если ошибка заметна «постороннему глазу», например, заработная плата грузчика вместо 15 000 рублей указана в 1 500 000 рублей. Или вместо месячного оклада будет указано, что это часовая ставка. Понятно, что при возникновении спора судья скорее поверит представителю организации, который покажет штатное расписание и трудовые договоры сотрудников на аналогичных должностях, чем работнику, который будет требовать явно несоразмерную заработную плату.

Пример 2

Сложнее, если ошибка будет не так очевидна. Например, вместо 30 000 рублей оклада будет указано 39 000 рублей. Доказать, что это ошибка, будет уже намного сложнее. В подобной ситуации может спасти, например, явное расхождение с другими положениями договора, допустим, расшифровка словами не совпадает с цифровым написанием суммы.

Именно ко второй категории ошибок (проиллюстрированных в Примере 2) относится ситуация, описанная в вопросе. Если в разных местах договора указаны явно противоречащие друг другу положения, при возникновении спора суд будет исходить из толкования договора в целом. Соответственно, ошибка в данном случае не носит фатального характера.

Вместе с тем заключение срочного трудового договора возможно в строго ограниченном числе случаев, а это значит, что в вашей ситуации возможно лишнее внимание со стороны трудовой инспекции. А как известно, логика проверяющих часто базируется на административных распоряжениях их руководителей, а не на здравом смысле. Итогом такой проверки может стать привлечение к административной ответственности за нарушения трудового законодательства и не нужные организации судебные разбирательства по поводу штрафов. Значит, ошибка нуждается в срочном исправлении. Как это можно сделать?

Возможны три пути решения выявленной проблемы:

1) Внесение соответствующего исправления в текст самого договора и парафирование этого исправления (проставление подписей сторон) с проставлением даты подписания. Таким образом обычно исправляются орфографические ошибки и опечатки, а также дописываются дополнительные сведения. В тексте делается соответствующая отметка (дописывается текст или буква зачеркивается, а над ней черными или синими чернилами пишется другая), после чего работник и представитель работодателя проставляют на полях документа свои подписи, лучше дополнительно дописать над подписями сторон фразу «исправленному верить».

Пример 3. Внесение исправлений в текст договора

Мнение эксперта

Хочу объяснить ряд нюансов. Обычно таким способом внесения исправлений пользуются, когда под рукой нет компьютера с принтером или нет времени для перепечатки текста договора или оформления отдельного соглашения, особенно если вносимое изменение не меняет смысл принципиально (например, техническое исправление опечатки). Тогда мала вероятность оспаривания вносимых изменений, и оформить их можно так, как показано в Примере 3. Если же все гораздо серьезнее, то и заверительную надпись нужно сделать более «навороченной»:

1. Стоит ли указывать должности тех, кто подтвердил внесенные исправления? Если исправление вносит тот же представитель работодателя, который подписал сам договор (например, генеральный директор), то нет нужды снова прописывать его должность – она есть в преамбуле и разделе «реквизиты и подписи сторон», и там же есть его аналогичная подпись, т.е. в данной ситуации при заверении исправления достаточно личной подписи и ее расшифровки (Фамилия, И.О.). А вот если исправления вносятся за подписью другого представителя работодателя, который изначально договор не подписывал, то имеет смысл указать его должность или статус (например, и.о. генерального директора или заместитель генерального директора), нелишним будет указать, на основании какого документа он действует (устав или ЛНА), а не только Ф.И.О.

2. По поводу заверения подписи представителя юридического лица печатью организации... Я бы ее поставила. Аргумент: по сути это внесение изменения в договор, только оформленное не в отдельном документе, а на нем самом от руки. Если бы мы делали отдельный документ (изменение / дополнение к трудовому договору), мы поставили бы там оттиск печати, которой заверили бы подпись должностного лица (как это предложено автором далее, в варианте 3). Поэтому и в данном случае мне кажется правильным поставить оттиск печати.

Стоит отметить, что такой способ зачастую неудобен. Особенно когда ошибок много, нужно исправлять отдельные слова или предложения либо договор набран мелким шрифтом с маленьким межстрочным интервалом. В отношении «дописок» необходимых сведений данный способ «узаконен» ч. 3 ст. 57 ТК РФ, в соответствии с которой «недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора» (дописываются данные паспорта работника, например). Внесение исправлений в текст имеет и недостатки, прежде всего с эстетической точки зрения: правки создают «грязь» в документе, и, кроме того, идентичные исправления должны вноситься в оба экземпляра договора, а получить тот, что находится у работника, бывает не всегда возможно.

2) Составление исправленного текста всего договора в том же порядке, как и при оформлении первоначального текста и с той же датой (т.е. «задним числом»). Данный способ небезупречен с точки зрения правовой логики и действующего законодательства. Однако если и у работника, и у работодателя есть только «правильный» экземпляр договора, то не останется оснований для возникновения спорных ситуаций. А если такая ситуация и возникает, то доказательств, способных подтвердить или опровергнуть доводы сторон, просто нет. Поэтому работодатели часто выбирают именно данный способ исправления ошибок. Но и он не безупречен: если исправление носит массовый характер, сложно собрать все «ошибочные» экземпляры. Кроме того, далеко не все работники соглашаются подписывать документ «задним числом».

3) Составление документа (дополнительное соглашение, изменение) с изложением исправления, которое стороны согласились внести. Данный способ наиболее безупречен с точки зрения законодательства, потому не должен вызвать вопросов у проверяющих и судей. Рекомендуем воспользоваться им.

Пример 4. Составление дополнительного соглашения для изменения условий трудового договора

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Нужны ли согласия для хранения персданных опекаемых и опекунов?

Веду архив в организации, и у меня возник вопрос касательно персональных данных. Включаем ли мы персональные данные (скан паспорта, СНИЛСа, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака и т.д.) в дело, если это документы опекаемых или опекунов?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?