Вопрос
Как исправить в трудовых договорах ошибочное указание на то, что они являются срочными?
Отвечает

Ошибки, допускаемые при оформлении трудового договора, могут быть самыми разными. Это может быть обычная описка (орфографическая ошибка) в условиях договора или реквизитах сторон; это может быть техническая ошибка сотрудников работодателя, в результате которой в трудовой договор не были включены обязательные с точки зрения действующего законодательства сведения или условия; это может быть техническая неточность, когда вместо одной штатной должности указывается другая. В вашем случае ошибка носит явно технический характер. Однако последствия даже таких «технических» ошибок могут быть непредсказуемыми. Возьмем самый крайний вариант – работник пойдет в суд. В данной ситуации работодателю будет необходимо доказать, что имеет место именно ошибка его сотрудника. Правда, сделать это не всегда легко.

Пример 1

Сотрудник отдела кадров при заполнении трудового договора ошибается в сумме заработной платы. Хорошо, если ошибка заметна «постороннему глазу», например, заработная плата грузчика вместо 15 000 рублей указана в 1 500 000 рублей. Или вместо месячного оклада будет указано, что это часовая ставка. Понятно, что при возникновении спора судья скорее поверит представителю организации, который покажет штатное расписание и трудовые договоры сотрудников на аналогичных должностях, чем работнику, который будет требовать явно несоразмерную заработную плату.

Пример 2

Сложнее, если ошибка будет не так очевидна. Например, вместо 30 000 рублей оклада будет указано 39 000 рублей. Доказать, что это ошибка, будет уже намного сложнее. В подобной ситуации может спасти, например, явное расхождение с другими положениями договора, допустим, расшифровка словами не совпадает с цифровым написанием суммы.

Именно ко второй категории ошибок (проиллюстрированных в Примере 2) относится ситуация, описанная в вопросе. Если в разных местах договора указаны явно противоречащие друг другу положения, при возникновении спора суд будет исходить из толкования договора в целом. Соответственно, ошибка в данном случае не носит фатального характера.

Вместе с тем заключение срочного трудового договора возможно в строго ограниченном числе случаев, а это значит, что в вашей ситуации возможно лишнее внимание со стороны трудовой инспекции. А как известно, логика проверяющих часто базируется на административных распоряжениях их руководителей, а не на здравом смысле. Итогом такой проверки может стать привлечение к административной ответственности за нарушения трудового законодательства и не нужные организации судебные разбирательства по поводу штрафов. Значит, ошибка нуждается в срочном исправлении. Как это можно сделать?

Возможны три пути решения выявленной проблемы:

1) Внесение соответствующего исправления в текст самого договора и парафирование этого исправления (проставление подписей сторон) с проставлением даты подписания. Таким образом обычно исправляются орфографические ошибки и опечатки, а также дописываются дополнительные сведения. В тексте делается соответствующая отметка (дописывается текст или буква зачеркивается, а над ней черными или синими чернилами пишется другая), после чего работник и представитель работодателя проставляют на полях документа свои подписи, лучше дополнительно дописать над подписями сторон фразу «исправленному верить».

Пример 3. Внесение исправлений в текст договора

Мнение эксперта

Хочу объяснить ряд нюансов. Обычно таким способом внесения исправлений пользуются, когда под рукой нет компьютера с принтером или нет времени для перепечатки текста договора или оформления отдельного соглашения, особенно если вносимое изменение не меняет смысл принципиально (например, техническое исправление опечатки). Тогда мала вероятность оспаривания вносимых изменений, и оформить их можно так, как показано в Примере 3. Если же все гораздо серьезнее, то и заверительную надпись нужно сделать более «навороченной»:

1. Стоит ли указывать должности тех, кто подтвердил внесенные исправления? Если исправление вносит тот же представитель работодателя, который подписал сам договор (например, генеральный директор), то нет нужды снова прописывать его должность – она есть в преамбуле и разделе «реквизиты и подписи сторон», и там же есть его аналогичная подпись, т.е. в данной ситуации при заверении исправления достаточно личной подписи и ее расшифровки (Фамилия, И.О.). А вот если исправления вносятся за подписью другого представителя работодателя, который изначально договор не подписывал, то имеет смысл указать его должность или статус (например, и.о. генерального директора или заместитель генерального директора), нелишним будет указать, на основании какого документа он действует (устав или ЛНА), а не только Ф.И.О.

2. По поводу заверения подписи представителя юридического лица печатью организации... Я бы ее поставила. Аргумент: по сути это внесение изменения в договор, только оформленное не в отдельном документе, а на нем самом от руки. Если бы мы делали отдельный документ (изменение / дополнение к трудовому договору), мы поставили бы там оттиск печати, которой заверили бы подпись должностного лица (как это предложено автором далее, в варианте 3). Поэтому и в данном случае мне кажется правильным поставить оттиск печати.

Стоит отметить, что такой способ зачастую неудобен. Особенно когда ошибок много, нужно исправлять отдельные слова или предложения либо договор набран мелким шрифтом с маленьким межстрочным интервалом. В отношении «дописок» необходимых сведений данный способ «узаконен» ч. 3 ст. 57 ТК РФ, в соответствии с которой «недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора» (дописываются данные паспорта работника, например). Внесение исправлений в текст имеет и недостатки, прежде всего с эстетической точки зрения: правки создают «грязь» в документе, и, кроме того, идентичные исправления должны вноситься в оба экземпляра договора, а получить тот, что находится у работника, бывает не всегда возможно.

2) Составление исправленного текста всего договора в том же порядке, как и при оформлении первоначального текста и с той же датой (т.е. «задним числом»). Данный способ небезупречен с точки зрения правовой логики и действующего законодательства. Однако если и у работника, и у работодателя есть только «правильный» экземпляр договора, то не останется оснований для возникновения спорных ситуаций. А если такая ситуация и возникает, то доказательств, способных подтвердить или опровергнуть доводы сторон, просто нет. Поэтому работодатели часто выбирают именно данный способ исправления ошибок. Но и он не безупречен: если исправление носит массовый характер, сложно собрать все «ошибочные» экземпляры. Кроме того, далеко не все работники соглашаются подписывать документ «задним числом».

3) Составление документа (дополнительное соглашение, изменение) с изложением исправления, которое стороны согласились внести. Данный способ наиболее безупречен с точки зрения законодательства, потому не должен вызвать вопросов у проверяющих и судей. Рекомендуем воспользоваться им.

Пример 4. Составление дополнительного соглашения для изменения условий трудового договора

Оценить вопрос
s
В избранное
Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как хранить кредитные договоры и документы об их исполнении

При проведении экспертизы ценности документов нашей кредитной организации (банка), опираясь на новый Перечень 2019 г., мы столкнулись со следующей проблемой. В примечании 2 к ст. 261 «Кредитные договоры, договоры займа и иные долговые обязательства; документы, подтверждающие предоставление кредита (займа) и исполнения должником своих обязательств» срок хранения договоров и иных подтверждающих документов с условием о залоге увеличивается с 5 до 10 лет. Для исполнения этой нормы возникает необходимость хранения, кроме кредитного досье и юридического дела клиента, также и его платежных документов по кредиту, хранящихся в «Документах дня» банка. Как правильно технически решить эту проблему: 1) изымать из «Документов дня» платежные документы по кредитам с залогом (что крайне затруднительно) или 2) хранить весь массив «Документов дня» целиком (в этом случае появляется необходимость хранения «избыточного» количества документов в течение 10 лет, вместо 5 лет)? Или же мы в целом не верно трактуем статью 261 Перечня 2019 г.?

Как корректно заменять сканы ранее зарегистрированных документов?

Наша организация – государственное учреждение. Используем в своей работе СЭД. И подчас возникает необходимость заменить полностью зарегистрированный документ или его часть, т.е. удалить первоначально зарегистрированный скан-образ документа и вложить новый. Всегда аргументируем тем, что это запрещено, но вот ссылку на нормативный акт найти не можем. Искали и в «Гаранте» и в «Консультанте+». Подскажите, пожалуйста, ссылку на нормативный правовой акт, где четко прописано, что замена уже зарегистрированных документов запрещена законом.

Акт о вскрытии конверта и отсутствии документов

Пришло письмо заказным отправлением. В тексте письма в отметке о наличии приложений указано 2 документа, но фактически их в этом конверте не оказалось. 1. Знаю, что это надо оформить актом, но как его составить? Кому подписывать? Что с ним потом делать? 2. Была еще такая ситуация: пришло письмо без приложений в конверте, но при вскрытии другого конверта эти приложения там обнаружили. Видимо, отправитель сам заметил ошибку и дослал приложения через пару дней (судя по штемпелям на конвертах). А мы оба эти письма вскрыли в один день. Тогда акт о недостаче вложений оформлять надо?

Чем грозит посуточная нумерация документов?

Наше руководство обязывает переходить на посуточную регистрацию документов: входящих, исходящих, договоров и даже приказов по основной деятельности. То есть каждый день будет начинаться с № 1, и начало этих изменений с середины текущего года! Никакие наши протесты и доводы не помогают! Юристы уже вносят изменения в нашу инструкцию по делопроизводству. Нормативные правовые акты и государственные документы, в которых есть указания о регистрации документов в пределах календарного года (Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления, утв. приказом Росархива от 22.05.2019 № 71, и Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях, утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44), юристы считают необязательными для нашей организации. Все, что не называется Законом, невозможно использовать в спорах с юристами, что же делать!? 1. Как будут обрабатываться для архивного хранения приказы по основной деятельности, если во все учетные архивные документы вносятся данные о содержании документов тома с № … по №… ? 2. Или сейчас настало такое время, когда наши службы должны полностью прогибаться под бизнес и все наши правила устарели на фоне стремительной цифровизации? И проще подстроиться под исполнителей, чем исполнителям соблюдать правила своевременной подготовки и регистрации документов?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Приказы о назначении ответственных

Необходимо ли ежегодно переиздавать приказы о назначении ответственных (например, за пожарную безопасность)? И уточнение: как сформулировать приказ о первичном назначении ответственных так, чтобы этим ежегодно не заниматься? Либо в ежегодном переиздании таких приказов все-таки есть свои плюсы?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?

Каков срок рассмотрения обращений граждан? А если его окончание придется на Новогодние каникулы?

Каков срок рассмотрения обращений граждан? Когда продление срока законно: – до его истечения (первых 30 дней с момента регистрации обращения) или – после его истечения, но не позже вторых 30 дней? В каких днях он исчисляется – в календарных или рабочих? И что делать, если его окончание придется на Новогодние каникулы?