Top.Mail.Ru

Как регистрировать договоры и допсоглашения, вернувшиеся подписанными в нашу организацию, счета-фактуры без сопроводительных документов?

Вопрос
Как решить вопрос о регистрации входящих документов? К нам на предприятие поступают договоры, дополнительные соглашения к ним и счета-фактуры без сопроводительных документов. Мы их не регистрируем в журнале регистрации входящих документов, а передаем сразу исполнителям. Сроки подписания договоров сократились, к тому же наш коммерческий отдел обязан ежемесячно отчитываться перед вышестоящей организацией, в информационную систему вносятся сведения о всех подписанных нами договорах и загружаются их скан-копии. То есть договор, подписанный с нашей стороны в июле, должен прийти от контрагента с подписью также в июле; допускается опоздание только на 3 дня. Но часто бывает, что контрагент присылает документы с большим опозданием. Коммерческий отдел просит, чтобы служба делопроизводства регистрировала договоры и дополнительные соглашения к ним в журнале регистрации и ставила регистрационные штампы на оригиналы. Разве допустимо проставлять штамп входящей регистрации на оригиналах договоров? Ведь по правилам делопроизводства такие документы относятся к нерегистрируемым, тем более к ним нет сопроводительных писем. Как выйти из этой ситуации? Стоит ли завести еще один журнал учета входящих документов? Что за журнал это должен быть? Какое подразделение должно вести такой журнал, ведь предприятие у нас большое и в канцелярии уже много журналов регистраций и учета?
Отвечает

Если есть информационная система (из вопроса совершенно не ясно какая), в которую вводятся сведения о договорах и даже к карточке («входной» форме) документа присоединяются файлы со скан-копиями, то лучше всего сохранить такой порядок, при котором исполнитель, осуществляющий операции сканирования и ввода, сразу проводил бы и регистрацию договоров в информационной системе в день их получения организацией. А служба делопроизводства передавала бы договоры и документы по их исполнению в структурные подразделения-исполнители также в день их получения из отделения почтовой связи. Такой порядок обычно устанавливается в регламенте договорной работы, в котором закрепляют алгоритмы исполнения договоров (по видам сделок), ответственность подразделений-исполнителей, включая бухгалтерию, которая проводит платежи в основном на основании тех распоряжений на оплату, которые готовят исполнители в подразделениях и подписывают должностные лица организации. В регламентах договорной работы устанавливаются и порядок взаимодействия подразделений, и показатели оценки работы или соблюдения регламента. Структурные подразделения-исполнители всегда гордятся тем, что они приносят прибыль организации, но забывают, что договоры и документы по их исполнению получают, отправляют, распределяют, учитывают, хранят, не теряют и представляют по первому требованию служба делопроизводства и архив.

Служба делопроизводства, проанализировав сложившуюся ситуацию, может взять часть ответственности и выполнение части операций по обработке договоров на себя. Для этого необходимо получить права на создание документа (creator, author, originator) в применяемой для договорной работы информационной системе и поручить специалисту службы делопроизводства сканировать договоры, заполнять дату и присваивать регистрационный номер (индекс) в карточке договора, фиксировать дату получения, заполнять сведения о контрагенте и т.п. А на экземплярах самих договоров специалист должен иметь право оформлять прежде всего регистрационный номер (индекс) на основании учетных сведений (справочников и автоматических счетчиков) из информационной системы. Конечно, индекс не является обязательным реквизитом договора (Гражданский кодекс РФ предусматривает обязательность только даты в заголовочной части договора), но он является идентификационным реквизитом. Поэтому стороны договариваются, кто подписывает и идентифицирует договор первым, и каждая сторона сделки на своем экземпляре оформляет номер в соответствии с принятой в каждой организации системой регистрации. Например, часто можно видеть договоры со сложными индексами, которые состоят из индексов одной и другой сторон договора, их рекомендуется разделять косой чертой:

В последующем подлинники договоров возможно оставлять на хранение в службе делопроизводства, которая станет центром депозитарного хранения оригиналов документов, значимых для деятельности организации. Структурные подразделения и бухгалтерия могут при такой технологии работать со скан-копиями или бумажными копиями договоров, в информационной системе фиксировать этапы исполнения и расчетов по договору.

В соответствии с правилами регистрации документов в делопроизводстве регистрация любых документов в организации должна быть однократной. Нет смысла вводить новые журналы регистрации договоров в службе делопроизводства, если договоры все равно должны быть зарегистрированы и идентифицированы в информационной системе.

Если регламент договорной работы и порядок взаимодействия с подразделениями пока не разработаны, а для хода исполнения сделки необходимо подтверждать факт получения экземпляра договора или документов по его исполнению, то служба делопроизводства может предложить коммерческому отделу и бухгалтерии следующее:

  • в день полученияслужба делопроизводства на экземпляре договора проставляет не регистрационный штамп, а штамп сотметкой о полученииили ее рукописный вариант:
Пример 2. Отметка о получении на обороте документа

Отметка о получении проставляется на обороте последнего листа договора или любого документа по его исполнению и закрепляет дату начала юридической ответственности организации за документ; class='dash'
  • в день получения договор с отметкой о получении передается в коммерческий отдел или бухгалтерию (счета и счета-фактуры);
  • в применяемой информационной системе специалисты коммерческого отдела или бухгалтерии фиксируют дату получения, проставленную службой делопроизводства; в карточке («входной» форме) должно быть выделено поле для заполнения «дата получения», которая отличается от даты договора и даты его регистрации, в поле «входной» формы переносится дата получения из штампа.
  • И, наконец, о нашем профессиональном вопросе о регистрируемых и нерегистрируемых документах. Регистрации подлежат все документы, подлежащие исполнению или направлению ответа, требующие специального учета и использования. Поэтому нерегистрируемых документов очень мало. Это получаемые организацией рекламные письма массовой рассылки, поздравительные письма и телеграммы, приглашения, программы совещаний, конференций, семинаров, печатные издания, информационные материалы. Большая часть документов, составляющих другие документопотоки и документальный фонд организации, подлежит обязательной регистрации и идентификации, как рекомендует ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 об управлении документами. Одной из задач современной службы делопроизводства является разработка регламента или перечня документов, подлежащих обязательной регистрации, с указанием места регистрации / ответственного структурного подразделения и ответственного сотрудника. См. Пример 3.

    Пример 3. Как можно перечислить ответственных лиц за регистрацию договоров

    Перечень нерегистрируемых документов, о котором, очевидно, помнит автор вопроса, в Единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД, приложение № 7; М., 1974) на самом деле назывался «Примерный перечень документов, не подлежащих регистрации службой делопроизводства». Это означает, что документы, включенные в данный примерный перечень, подлежат (подлежали) регистрации в других структурных подразделениях организации: бухгалтерии, отделе снабжения, отделе кадров и т.п. (в ЕГСД были сделаны специальные примечания) или коммерческом отделе, как и происходит в организации автора вопроса. В Государственной системе документационного обеспечения управления (М., 1991) подобный перечень отсутствовал. А действующие в настоящее время Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76) предусматривают, что в инструкции по делопроизводству организации необходимо определять место и способ регистрации документов независимо от способов их создания и доставки в пределах выделенных документопотоков.

    Оценить вопрос
    s
    В избранное

    Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

    Комментарии 0

    Рекомендовано для вас

    Как подписывать скан ответа на обращение гражданина?

    При направлении скана ответа на обращение гражданина с собственноручной подписью руководителя обязательно ли подписывать этот скан ЭЦП? В Законе № 59-ФЗ и методических рекомендациях такого требования нет. Где прописана эта обязанность или требование? Закон № 63-ФЗ распространяет свое действие на правила по Закону № 59-ФЗ?

    В номенклатуру дел какого подразделения включать паспорт транспортного средства?

    В номенклатуру дел какого подразделения необходимо включить паспорт транспортного средства: – бухгалтерии, т.к. это имущество предприятия, – транспортного отдела, т.к. он осуществляет контроль эксплуатации транспортного средства, или< – подразделения менеджера продаж, который использует ТС по назначению?

    Письмо пришло в дочернюю компанию, но адресовано организации-учредителю

    У нашей компании есть дочерние организации. Если письмо пришло в дочернюю компанию, можно ли регистрировать входящее письмо на организацию-учредителя?

    Срок хранения заявлений, которые рассматриваются на ОСУ

    Какой срок хранения заявления о принятии участников в ООО, заявлений о внесении / изменении / увеличении вклада участником Общества в уставной капитал ООО, а также срок хранения визовых экземпляров этих заявлений?

    Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

    Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

    В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

    В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

    Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

    Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

    Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

    Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?