Как правильно писать в распоряжении: ОБЯЗЫВАЮ (кого) или (чему)?

Вопрос
Как правильно писать в распоряжении: ОБЯЗЫВАЮ (кого) или (чему)? Наш руководитель настаивает на втором варианте.
Отвечает

Слова «ОБЯЗЫВАЮ» или «ПРЕДЛАГАЮ», которыми в распоряжениях констатирующая часть документа отделяется от распорядительной, являются терминами собственно делового стиля. Они отражают принцип принятия решения на основе единоначалия и определяют изложение текста от первого лица единственного числа (подразумевается: «Я обязываю»). Текст распоряжения (констатирующая и распорядительная части) должен содержать логические и грамматические связи:

  • закрепляемые в речевой формуле «обязываю (кого?) (что сделать?) (к какому сроку?)»;
  • оборот «обязываю (к чему?)» имеет «устаревший» оттенок значения и не соответствует деловому стилю русского литературного языка.
Пример. Текст распоряжения

В целях устранения замечаний, выявленных комиссией по проверке организации хранения и обеспечения сохранности документов в структурных подразделениях,

ОБЯЗЫВАЮ:

1. Руководителей структурных подразделений (что сделать? к какому сроку?);

2. Ответственных за ведение делопроизводства в структурных подразделениях (что сделать? к какому сроку?).

Но заметьте, что в ГОСТ Р 6.30-2003, который действовал почти 15 лет, термин «обязываю» вообще не упоминался, а п. 3.20 данного стандарта предполагал, что в распоряжениях используется термин «предлагаю». В ныне действующем ГОСТ Р 7.0.97-2016 требования к реквизиту «текст» (п. 5.18) излагаются вообще без упоминания особенностей распоряжения как вида документа.

Чтобы не спорить с руководителем, можно проявить инициативу и предложить внесение изменений в правила издания распорядительных документов (или в раздел Инструкции по делопроизводству) в связи с новой Примерной инструкцией по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива 11.04.2018 № 44). Даже если ваша организация не является государственной, все равно полезно брать примеры и образцы из практики работы с документами в государственных организациях, чтобы «не изобретать велосипедов».

Рекомендуем обратить внимание на п. 3.29 Примерной инструкции, в котором зафиксировано, что в конце преамбулы распоряжения (его констатирующей части, в которой обычно обосновываются цели издания документа) ставится двоеточие, а далее с красной строки и по пунктам излагается распорядительная часть текста по речевой модели: кому – что сделать – когда, к какому сроку? То есть в распоряжениях термин, отражающий принцип издания документа на основе единоначалия, «ОБЯЗЫВАЮ:» не употребляется. И констатирующая часть текста (по-новому – преамбула) в распоряжениях вообще может отсутствовать. В приложении 3 к Примерной инструкции приводится также рекомендуемый образец оформления распоряжения.

Фрагмент документа
Заголовок с текстом распоряжения из образца оформления в приложении 3 к Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44)

<...>

О подготовке предложений
к плану НИОКР на 2018 г.

В связи с формированием Плана НИОКР на 2018 год, финансируемых из государственного бюджета:

1. Руководителям научно-исследовательских подразделений (Фамилия И.О., Фамилия И.О., Фамилия И.О., Фамилия И.О.) подготовить и представить ученому секретарю предложения к плану НИОКР на 2018 год в срок до 15.06.2017.

2. Ученому секретарю (Фамилия И.О.) обеспечить формирование проекта плана НИОКР на 2018 год, финансируемых из государственного бюджета, в срок до 01.07.2017.

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя директора по научной работе Фамилия И.О.

<...>

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Приказы о назначении ответственных

Необходимо ли ежегодно переиздавать приказы о назначении ответственных (например, за пожарную безопасность)? И уточнение: как сформулировать приказ о первичном назначении ответственных так, чтобы этим ежегодно не заниматься? Либо в ежегодном переиздании таких приказов все-таки есть свои плюсы?

Где и сколько хранить заявления (основания приказов), если личные дела не ведутся, при вахтовой работе?

Очень прошу ответить на следующий вопрос. Как правильно формировать документы по личному составу, указанные в ст. 434 Перечня 2019 г. – приказы, распоряжения по личному составу; документы (докладные записки, справки, заявления) к ним. Должны ли быть заявления приложены к приказам или могут формироваться в самостоятельное дело и храниться 50 лет согласно ст. 434. Личные дела у нас не ведутся. В связи с вахтовым режимом работы к оригиналу заявления дополнительно приложены визовые экземпляры заявлений, т.е. на одного работника может быть 2-3 экземпляра заявлений.

Если контролирующее исполнение ЛНА лицо уволилось, то надо ли переиздавать приказ?

Приказом мы утверждаем и вводим в действие внутренний нормативный документ и в последнем пункте приказа указываем должностное лицо, которое контролирует исполнение приказа. После его увольнения должны ли мы переподписывать приказ на новое должностное лицо, чтобы оно контролировало исполнение?

Можно ли изымать пустые графы при заполнении форм документов, утвержденных нормативными правовыми актами?

Архивные Правила 2015 года являются нормативным правовым актом (НПА). Из форм, предусмотренных НПА, можно изымать графы из таблицы, как советует автор статьи? В сноске графы 4 (номер описи) акта о выделении к уничтожению архивных документов, не подлежащих хранению, сказано следующее: «При выделении к уничтожению документов при подготовке дел к передаче в архив организации графы 4, 5 не заполняются», но не изымаются, как советует автор. Если делать сводный акт так, как советует автор статьи, он уже не будет соответствовать установленной Правилами форме. Тогда на чем основывает свои рекомендации автор статьи?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Каков срок рассмотрения обращений граждан? А если его окончание придется на Новогодние каникулы?

Каков срок рассмотрения обращений граждан? Когда продление срока законно: – до его истечения (первых 30 дней с момента регистрации обращения) или – после его истечения, но не позже вторых 30 дней? В каких днях он исчисляется – в календарных или рабочих? И что делать, если его окончание придется на Новогодние каникулы?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?

Можно ли печатать документ на обеих сторонах листа? С договорами так часто поступают. А как быть с письмами, актами и др.? Как при этом правильно нумеровать страницы? Чем все это регулируется сейчас? Или только правилами делового оборота?

Можно ли печатать документ на обеих сторонах листа? С договорами так часто поступают. А как быть с письмами, актами и др.? Как при этом правильно нумеровать страницы? Чем все это регулируется сейчас? Или только правилами делового оборота?