Жесткие правила организации хранения писем (как исходящих, так и входящих) не установлены в нормативных актах, действующих на уровне страны. А соответственно, организация вправе самостоятельно выбрать более удобную для нее технологию и закрепить ее в своей инструкции по делопроизводству.
Действительно, в настоящее время «плодить» несколько экземпляров одного исходящего письма на бумажном носителе нецелесообразно и неудобно. Сегодня многие организации используют системы электронного документооборота (далее – СЭД), которые позволяют организовать хранение электронных копий документов, обеспечивают удобный и быстрый их поиск, а также разграничивают доступ к документам в соответствии с правами должностных лиц.
Другими словами, в настоящее время в организации целесообразно оставлять на бумажном носителе лишь 1 экземпляр исходящего письма, а для дальнейшей работы использовать электронную копию исходящего документа, создаваемую в момент регистрации и сохраняемую в СЭД, электронном хранилище или просто в сетевой папке. При этом подчеркнем, что использование сетевой папки является устаревшим вариантом, который не дает столько преимуществ, как использование специализированных
СЭД или по крайней мере электронных хранилищ.
Где формировать дела и хранить экземпляры исходящих писем на бумажном носителе, решается непосредственно в самой организации. Но здесь нужно иметь в виду, что входящие и исходящие письма, связанные между собой, рекомендуется формировать в единое дело. А в организации, как правило, создается несколько дел для переписки по разным вопросам.
Такая систематизация документов позволяет:
- облегчить экспертизу ценности документов;
- не тратить дополнительное время на переформирование дел в случае возникновения потребности увеличения срока хранения писем (например, письма, посвященные определенному вопросу, не утратили своей актуальности).
Фрагмент документа
Основные правила работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 г.)
3.5. Порядок формирования дел в организации…
3.5.5. …переписка группируется, как правило, за календарный год и систематизируется в хронологической последовательности, документ-ответ помещается за документом-запросом. При возобновлении переписки по определенному вопросу, начавшейся в предыдущем году, документы включаются в дело текущего года с указанием индекса дела предыдущего года. В зависимости от специфики деятельности организации переписка может группироваться также за учебный год, срок созыва выборных органов и т.д.
Итак, регистрация писем и их хранение могут быть по-разному организованы в разных организациях. Но, на наш взгляд, наиболее оптимальными вариантами являются следующие:
- при небольшом и среднем объеме документооборота все входящие и исходящие документы регистрируются централизованно в службе ДОУ, при этом в службе ДОУ может быть организовано сканирование документов. Если в подразделения входящие письма поступают на бумажном носителе и там же они формируются в дела, то один экземпляр исходящего письма после регистрации и сканирования в службе ДОУ возвращается в подразделение-исполнитель и формируется там в дело. Если для работы с документами используется СЭД и документы в подразделения доставляются с помощью СЭД только в виде электронной копии, то входящие и исходящие документы на бумажном носителе формируются и хранятся в службе ДОУ;
- при большом объеме документооборота используются специализированные СЭД. Регистрация корреспонденции при этом децентрализованная: входящую корреспонденцию на имя организации или ее руководителя, а также исходящую – за подписью руководителя организации регистрируют в службе ДОУ. Входящую корреспонденцию, адресованную в структурное подразделение или его руководителю, а также исходящую – за подписью руководителя структурного подразделения регистрируют в соответствующем структурном подразделении. Документы на бумажном носителе сканируются в СЭД при регистрации и формируются в дела в месте регистрации. Движение и доступ к документам осуществляется с помощью СЭД. При этом СЭД позволяет создать при децентрализованной регистрации единую базу всех электронных копий входящих и исходящих документов и организует доступ к данным электронным копиям в соответствии с правами пользователей СЭД. То есть небольшое количество пользователей смогут видеть всю переписку организации, а большинство будет иметь доступ только к отдельным письмам.