Top.Mail.Ru
Вопрос
Мы направили контрагенту 2 экземпляра подписанного с нашей стороны договора по почте в другой город. Но от него свой экземпляр никак не получим. Звонили менеджеру, он обещает выслать (то подписант у них был на больничном, то другие отговорки). Исполнение договора уже началось обеими сторонами, никаких нареканий нет. Только свой экземпляр договора никак не можем у них «выцепить», необязательные они какие-то. Как посоветуете действовать в такой ситуации? Может, им официальное письмо написать, тогда как его составить и направить? Может, еще что-то можно предпринять?
Отвечает

В данной ситуации видна недоработка отдела договорной работы или соответствующего сотрудника, отвечающего за договоры и переговоры. Очевидно, договор заключался не в рамках госконтракта и не на электронной площадке. Поэтому важно обеспечить доказательства того, что договор был заключен и исполняется. Для оплаты работ по договору и отражения расходов в бухгалтерском учете договор будет служить основанием.

Сотрудник, который был исполнителем со стороны вашей организации в процессе заключения договора, должен:

  • собрать в 1 дело (папку) бумажную и / или электронную все сообщения, проекты и всю переписку, которая доказывает условия, сроки и другие обязательства сторон по договору;
  • уведомить руководителя организации и главного бухгалтера (если ситуация дошла до этапа расчетов и оплаты);
  • направить электронное сообщение по официальному адресу электронной почты вашему контрагенту, адресованное его руководителю с напоминанием и типовыми фразами письма-напоминания, например:

Пример 1. Текст напоминания об отсутствии оригинала договора

В телефонных переговорах с менеджером Вашей организации Петровым П.П. мы неоднократно напоминали о необходимости срочного направления нам экземпляра договора об оказании услуг, заключенного между нашими организациями 22.03.2021 и зарегистрированного нами под номером № Д2021-123/кн.

Ставим Вас в известность, что отсутствие подписанного с Вашей стороны договора затруднит подписание актов о его исполнении и оплату работ, выполненных Вашей организацией.

Не стесняйтесь использовать обороты: «ставим в известность», «повторно напоминаем» и т.п. Возможно также включить в текст требование направить экземпляр договора к какой-то конкретной дате. Это напоминание может быть оформлено собственно как электронное сообщение или сообщение, к которому присоединяется сканированный файл письма, оформленного на официальном бланке вашей организации. Еще возможно:

  • направить по «Почте России» официальное письмо на бланке вашей организации с таким же напоминанием и требованием (оформите письмо как заказное с уведомлением о вручении «для пущей важности»);
  • инициировать краткую командировку к контрагенту с целью получить экземпляр договора и проверить ход его исполнения (трудно обосновать «курьерскую» командировку только для получения экземпляра договора, тут все будет зависеть от важности документа и цены сделки);
  • проанализировать ситуацию и сделать выводы о характере служебных коммуникаций во время переговоров о заключении договора, которые позволили контрагенту проявлять необязательность, характеризующую его не с лучшей стороны.

Конечно, алгоритм действий следует выбирать в зависимости от значимости договора для деятельности организации и по указанию руководителя организации.

А с юридической точки зрения помните, что согласно ч. 1 ст. 433 Гражданского кодекса РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (т.е. если договор направила ваша компания, то он будет считаться заключенным в момент, когда вы получите подписанный контрагентом экземпляр договора). Поэтому рекомендуем разработать краткий регламент договорной работы (и формы типовых договоров оформить как приложения к нему), в котором закрепить возможные ситуации:

  • ваша организация подписывает договоры только после подписания и регистрации договора контрагентом. Такой практики придерживается сейчас большинство организаций, и только в ходе переговоров уточняется порядок обмена экземплярами договоров, включая почтовую отправку, направление по электронной почте и т.п.;
  • в текст договора юристы включают типовую формулировку, которая позволяет сторонам сделки обмениваться сканированными электронными копиями бумажных подлинников договоров, направляя их с и на определенные адреса электронной почты (стороны их устанавливают в самом договоре). А еще лучше подписать соглашение об этом до заключения договора, чтобы оно касалось не только договора, но и последующих документов о его исполнении. Электронные скан-копии по электронной почте нужны для оперативности, а бумажные оригиналы досылаются позже. В итоге у каждого контрагента будет в распоряжении подписанный им экземпляр договора в бумажной форме + электронная копия договора, подписанная другой стороной, + позже придет бумажный оригинал с подписью контрагента;
  • в текст договора включается условие о том, что стороны признают юридическую силу договоров, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и оперативно обмениваются электронными оригиналами договоров.

В процессе разработки Регламента договорной работы, которую вы будете осуществлять вместе с юристами и сотрудниками отдела договорной работы, рекомендуем рассмотреть все новые возможности и условия электронных коммуникаций.

Связанный материал
Работа с факсимиле: где можно использовать, как документировать легитимность, риски (часть 1)
№ 04 / 2021

В статье «Работа с факсимиле: где можно использовать, как документировать легитимность, риски» (часть 1) в № 4’ 2021 даны ответы на вопросы (с примерами оформления необходимых документов): как контрагенты должны договариваться об уместности факсимиле на их документах? что делать, если соглашение об этом с контрагентом не подписано, а факсимиле уже вовсю используется? как и когда составлять такие соглашения? как данную договоренность можно сразу отразить в заключаемом договоре? и наоборот – как в нем можно сформулировать запрет на использование сторонами факсимиле? и др.

Связанный материал
Договорная работа: современный подход и регламентация (часть 5)
№ 10 / 2016

В статье «Договорная работа: современный подход и регламентация (часть 5)» в № 10’ 2016 читайте о присвоении номера договору (о проблемах «двойного номера»), о передаче договора на подпись контрагенту и его возвращении обратно, оперативном хранении и выдаче копий, оригиналов сотрудникам и др.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Собираем свои экземпляры «старых» договоров с подписями контрагентов

В настоящее время в нашей страховой компании ведется работа по «собиранию долгов» оригиналов договоров страхования (экземпляров нашей компании) – собираем список всех договоров, которые были направлены клиентам для подписания в 2 экземплярах, но ничего назад не вернулось. В этом списке есть много «старых» договоров – тех, по которым уже произошла оплата, а также тех, по которым вообще уже истек срок действия (оплата и учет этих договоров в системе 1С могли быть произведены через сканы – договоры могли быть подписаны через факсимильные, «неживые» подписи и печати). То, что оригиналы этих договоров не вернулись, – не проблема с точки зрения текущей деятельности страховой компании: оплата произведена, учет в системе произведен, сканы (пусть и с «неживыми» подписями) есть. А вот относительно правил архивного хранения это проблема, т.к. в архиве нет того, что должно бы быть. Но когда начинаешь требовать с брокеров возврата таких оригиналов, на тебя смотрят, мягко сказать, с непониманием :) Зачем нужны оригиналы, если все давно оплачено, сканы есть… Итак, вопрос: насколько обязателен возврат таких оригиналов в страховую компанию?

Когда регистрировать документ?

Когда следует регистрировать документ, который имеет жизненный цикл: подписание – согласование – утверждение (например, заявку на командировку сначала подписывает работник, потом согласовывают уполномоченные службы, потом утверждает уполномоченный руководитель): в момент подписания или утверждения?

Регистрация документов

Какими бывают регистрационные номера по назначению и структуре (речь идет про индекс автора и входящий номер, присваиваемый получателем). Как их оформлять на самих документах. Какие сведения фиксировать в журналах регистрации для входящих, исходящих и внутренних документов. Какие сроки регистрации надо соблюдать (считаем от даты поступления документа в организацию). Какие документы подлежат регистрации, а какие нет. Как применение СЭД влияет на процесс регистрации. Некоторые из описанных в статье правил касаются исключительно госорганов и госорганизаций. Остальные их соблюдать не обязаны, но могут следовать этой продуманной технологии работы.

Когда регистрировать протокол?

Подскажите, пожалуйста, есть ли правила регистрации протокола? Он должен регистрироваться день в день, или можно его регистрировать позже в СЭД?

Счет-договор и счет-оферта: зачем составлять, как оформить

Счет-договор и счет-оферта позволяют соблюсти золотую середину между необходимостью согласовать существенные условия сделки и компактностью, простотой, скоростью оформления документа. Объясняем, в каких ситуациях их лучше использовать, каковы риски. Приводим образцы оформления счета-договора на поставку товара и счета-оферты на оказание услуг.

Сроки хранения договоров: теория и интересная практика (часть 1)

Где можно найти сроки хранения договоров. Какая специфика есть у акционерных обществ. Сроки хранения договоров, соглашений, контрактов, разбросанные по всему Перечню управленческих документов 2020 г., мы собрали в таблицу. Прокомментировали, как изменились сроки в действующем Перечне по сравнению с предыдущим 2010 г. Как определить срок хранения, если нужного вам договора в действующих Перечнях не нашлось. Примеры определения сроков хранения у договоров «двойного назначения». Когда договор считается законченным делопроизводством, чтобы со следующего года можно было начать исчислять его срок хранения. Эти аспекты мы рассмотрели в 1-й части очень подробной статьи, которую публикуем в этом номере журнала.

Приказы в организации: виды и особенности оформления

Мы приводим обзор нормативной базы, которой следует руководствоваться при издании приказа, а также пример раздела Инструкции по делопроизводству (его формулировками вы можете воспользоваться при подготовке своего локального нормативного документа). Далее мы разбираем нюансы оформления каждого реквизита внутреннего и совместного приказа. Примеры оформления отдельных реквизитов и целых документов (всего их в статье 17) делают материал понятным и наглядным. Если в области оформления приказов у вас еще остались вопросы, то сейчас вы можете их прояснить. А если вы ас, то можете использовать статью для подготовки методических материалов для сотрудников своей организации либо просто адресуйте их к ней.

Оформляем приложения к договорам: сложные случаи

Даем ответы на следующие вопросы подписчиков (с примерами оформления и алгоритмами действий). Как лучше нумеровать приложения к приложениям договоров? Если сначала было единственное приложение и его оставили без номера (в договоре есть неоднократные ссылки на него в таком виде), а потом к договору надо оформить второе приложение, то как быть с их нумерацией? Как форму документа (например, акта) сделать приложением к договору: как оформить его шапку, наименование и сколько комплектов подписей изобразить? Как придать юридическую силу скан-копиям договора и приложений к нему при их направлении по электронной почте, если у контрагентов нет электронных подписей? Как в этом случае можно упростить создание копий документов, если у них очень много страниц?