Служебные записки и протоколы как основания к приказам

Вопрос
Все приказы у нас формируются в рамках основной деятельности (в том числе и по личному составу), в констатирующей части упоминаются: – служебные записки (если служебные записки «О работе в выходные дни, сверхурочное время», то они с подписями сотрудников, но есть служебные записки и на производственные темы, не касающиеся персонала); – внутренние протоколы в качестве основания к изданию приказов. Интересует срок хранения указанных оснований. Уместно ли их оформлять в констатирующей части приказа и допустимо ли совместное хранение с приказами.
Отвечает

Читатель, который задал этот вопрос, прислал также примеры текста приказов, которые он описывает:

Пример № 1

В связи с… и на основании служебной записки начальника цеха №… от 01.06.2025 № 12345/15.01.16/25

п р и к а з ы в а ю:

1. Начальникам ОСО, ОВК, БСП, БП Ивановой А.А., Петровой Ю.А., Калининой И.И., Зайцеву О.А. соответственно:

1.1. Согласно статье 113 Трудового кодекса РФ привлечь к работе в выходные дни 31 мая, 01 июня 2025 года с 08-00 ч. до окончания мероприятия (не более 8 часов) работников подчиненного отдела, с их письменного согласия.

1.2. Представить список работников, привлекаемых к работе в выходные дни, в УОиОТ.

2. Начальнику УОиОТ Степановой А.А. за работу в выходные дни оплату или предоставление другого времени отдыха производить в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса РФ и пунктом 11.14 положения организации П 001-2022 «ИСМ. Об оплате труда работников ООО “…“».

Пример № 2

На основании протокола заседания комиссии по принятию решения о временной остановке объектов от 04.06.2025 № 12.10-05/3-11

п р и к а з ы в а ю:

1. Руководителям структурных подразделений – цехов №№ 2, 8, 11, 16, 29, 40, 50, 51, 59, 60 (УКС, ОНТИР, ОСО, СВП): …

Приказы, в соответствии с которыми работники привлекаются к работе в выходные дни, относятся к приказам по основной деятельности, а не к приказам по личному составу. К личному составу относятся только те приказы и распоряжения, в которых фиксируются управленческие решения (прием, перевод, увольнение и др.), касающиеся конкретных работников. Состав их определен в ст. 434 Перечня 2019 года1.

Нормативными документами не установлено, как хранить служебные записки – основания для издания таких приказов, так же как не установлено, хранить их вместе с приказами или отдельно. Единственное, что есть в нормативных документах, – это сроки хранения документов, упоминаемых автором вопроса:

  • приказы и распоряжения по основной деятельности хранятся постоянно, при этом сделано исключение – в организациях, не являющихся источниками комплектования государственных или муниципальных архивов, они хранятся до ликвидации организации (ст. 19 Перечня 2019 года);
  • служебные записки структурных подразделений по основной (профильной) деятельности – 5 лет ЭПК (ст. 47 того же Перечня 2019 года);
  • протоколы (вероятнее всего, речь идет о протоколах совещаний у руководителя организации) хранятся постоянно (ст. 18 Перечня 2019 года) или 5 лет, если они касаются оперативных вопросов.

Тот факт, что приказы и служебные записки имеют разные сроки хранения, говорит о том, что эти документы следует формировать в разные дела. Так установлено архивными Правилами 2023 года2, где в подп. «а» п. 49 сказано буквально следующее: «документы постоянного и временного срока хранения группируются в отдельные дела». Однако любой архивист знает, что, если мы включаем в одно дело документы с разными сроками хранения, – это может быть продиктовано производственной целесообразностью, тогда всему делу присваивается наибольший срок хранения. Таким образом, если нам удобно в текущей работе, чтобы служебные записки – основания к приказам хранились вместе с приказами, мы можем это делать. При этом нужно учитывать, что это создаст дополнительную работу при подготовке дел с приказами для передачи в архив организации, т.к. служебные записки из таких дел придется удалить, поскольку для дальнейшего хранения и использования они ценности не представляют.

Несколько иная ситуация с протоколами совещаний. Поскольку совещания проводятся регулярно, их протоколы формируются в отдельное дело (в дело с приказами они не включаются).

Уместно ли ссылаться на эти документы в констатирующей части приказа? Конечно, да. Но вопрос в том, как это лучше сделать. Как известно, в констатирующей части приказа указываются основания для его издания, но основания могут быть разными: от законов до служебных записок и протоколов (это сказано в вопросе читателя). Обоснованием может быть необходимость принятия решений в сложившейся ситуации.

В ситуации, о которой говорится в вопросе читателя журнала, приказ следует составить следующим образом (отталкиваемся от примера приказа, приведенного в вопросе читателя):

Пример 3

Если основанием для издания приказа является протокол заседания, то констатирующая часть оформляется так, как в примере, приведенном читателем. Начинать ее можно фразой «в соответствии» или «на основании».

Пример 4

На основании протокола заседания комиссии по принятию решения о временной остановке объектов от 04.06.2025 № 12.10-05/3-11 п р и к а з ы в а ю: <…>
или
В соответствии с протоколом заседания комиссии по принятию решения о временной остановке объектов от 04.06.2025 № 12.10-05/3-11 п р и к а з ы в а ю: <…>

Сноски 2

  1. Здесь и далее – Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236). Вернуться назад
  2. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях (утв. приказом Росархива от 31.07.2023 № 77). Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Можно ли использовать сокращенные наименования в тексте приказов?

На предприятии существует приказ «О присвоении индивидуальных индексов», который включает сокращенные наименования структурных подразделений и должностей. Допустимо ли использовать их в текстах приказов нашего предприятия?

Срок хранения приказов по воинскому учету

В организации ведется воинский учет и бронирование граждан, находящихся в запасе. При изменении персональных данных забронированного работника необходимо внести изменения в список забронированных работников, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ. Изменения необходимо внести приказом. К какому типу приказов его отнести? Какой срок хранения у журнала учета приказов по воинскому учету и бронированию граждан, находящихся в запасе?

Как оформить приказ: полный алгоритм

Правила оформления приказа показываем с учетом последних изменений ГОСТ Р 7.0.97 об оформлении организационно-распорядительных документов 2025 года. Рассматриваем каждый реквизит, в каких случаях какие варианты оформления предпочтительней, показываем оформление и целых приказов, всего в этой статье 25 примеров!Какие бланки приказов бывают. Правила использования герба, товарного знака и др. изображений. Какие шрифты, интервалы, отступы можно использовать, как нумеровать страницы. Как составить текст и заголовок к нему. Как формулировать причину издания приказа, поручения, устанавливать срок исполнения, ответственных и др. Как оформить приложение. Как документировать процедуру согласования (в бумажном виде или электронном). Когда регистрировать приказ, как оформить дату, номер, подпись.

Сроки хранения приказов на отпуск

Разберемся со сроками хранения приказов на отпуск, в т.ч.: на отпуск по беременности и родам, на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, на дополнительный социальный отпуск по коллективному договору (на бракосочетание, смерть родственника и т.д.), на дополнительные дни отдыха в связи со сдачей крови или за работу в районах Крайнего Севера. Поводом стал вопрос читателя, который не нашел соответствующих статей в действующем типовом Перечне 2019 года. Объясняем, как определять сроки хранения таким документам: сейчас (отталкиваясь от формулировок Перечня 2019 года) и потом (исходя из проекта нового варианта этого Перечня, утверждения которого мы ждем в 2025 году).

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Вносим изменения в приказы организации и приложения к ним

Чтобы внести изменения в ранее изданный приказ либо утвержденный им документ, нужно правильно указать не только суть корректировки, но и ее место дислокации. Предлагаем вам разобраться на примерах с исключением, дополнением, изложением в новой редакции абзацев, пунктов, подпунктов, приложений, фрагментов таблиц. Мы объясняем, когда документ лучше корректировать, а когда издавать новый с отменой старого; как заменить старое приложение новым; как указывать приложения приложений. Вас ждут оптимальные формулировки для различных ситуаций, систематизированные в таблицах, а также образцы целых приказов: о внесении изменений (т.е. актуализации старого документа) либо введении в действие новой версии организационного документа.

Приказы в организации: виды и особенности оформления

Мы приводим обзор нормативной базы, которой следует руководствоваться при издании приказа, а также пример раздела Инструкции по делопроизводству (его формулировками вы можете воспользоваться при подготовке своего локального нормативного документа). Далее мы разбираем нюансы оформления каждого реквизита внутреннего и совместного приказа. Примеры оформления отдельных реквизитов и целых документов (всего их в статье 17) делают материал понятным и наглядным. Если в области оформления приказов у вас еще остались вопросы, то сейчас вы можете их прояснить. А если вы ас, то можете использовать статью для подготовки методических материалов для сотрудников своей организации либо просто адресуйте их к ней.

Приказ об увольнении: все тонкости оформления

В этом номере журнала читайте 1 часть статьи, чтобы узнать: какие формы приказа о прекращении трудового договора можно использовать? как разработать свою? какие статистические коды можно задействовать? когда рядом с полным наименованием работодателя надо указывать сокращенное? как можно сократить длинное наименование документа из унифицированной формы № Т-8 Госкомстата РФ «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнение)»? как правильно заполнять даты издания приказа, увольнения работника и его ознакомления с этим документом? как в форму № Т-8 Госкомстата РФ вписывать сведения о факте прекращения трудового договора и увольнении, как при этом понимать фразу «ненужное зачеркнуть»?