Служебные записки и протоколы как основания к приказам

Вопрос
Все приказы у нас формируются в рамках основной деятельности (в том числе и по личному составу), в констатирующей части упоминаются: – служебные записки (если служебные записки «О работе в выходные дни, сверхурочное время», то они с подписями сотрудников, но есть служебные записки и на производственные темы, не касающиеся персонала); – внутренние протоколы в качестве основания к изданию приказов. Интересует срок хранения указанных оснований. Уместно ли их оформлять в констатирующей части приказа и допустимо ли совместное хранение с приказами.
Отвечает

Читатель, который задал этот вопрос, прислал также примеры текста приказов, которые он описывает:

Пример № 1

В связи с… и на основании служебной записки начальника цеха №… от 01.06.2025 № 12345/15.01.16/25

п р и к а з ы в а ю:

1. Начальникам ОСО, ОВК, БСП, БП Ивановой А.А., Петровой Ю.А., Калининой И.И., Зайцеву О.А. соответственно:

1.1. Согласно статье 113 Трудового кодекса РФ привлечь к работе в выходные дни 31 мая, 01 июня 2025 года с 08-00 ч. до окончания мероприятия (не более 8 часов) работников подчиненного отдела, с их письменного согласия.

1.2. Представить список работников, привлекаемых к работе в выходные дни, в УОиОТ.

2. Начальнику УОиОТ Степановой А.А. за работу в выходные дни оплату или предоставление другого времени отдыха производить в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса РФ и пунктом 11.14 положения организации П 001-2022 «ИСМ. Об оплате труда работников ООО “…“».

Пример № 2

На основании протокола заседания комиссии по принятию решения о временной остановке объектов от 04.06.2025 № 12.10-05/3-11

п р и к а з ы в а ю:

1. Руководителям структурных подразделений – цехов №№ 2, 8, 11, 16, 29, 40, 50, 51, 59, 60 (УКС, ОНТИР, ОСО, СВП): …

Приказы, в соответствии с которыми работники привлекаются к работе в выходные дни, относятся к приказам по основной деятельности, а не к приказам по личному составу. К личному составу относятся только те приказы и распоряжения, в которых фиксируются управленческие решения (прием, перевод, увольнение и др.), касающиеся конкретных работников. Состав их определен в ст. 434 Перечня 2019 года1.

Нормативными документами не установлено, как хранить служебные записки – основания для издания таких приказов, так же как не установлено, хранить их вместе с приказами или отдельно. Единственное, что есть в нормативных документах, – это сроки хранения документов, упоминаемых автором вопроса:

  • приказы и распоряжения по основной деятельности хранятся постоянно, при этом сделано исключение – в организациях, не являющихся источниками комплектования государственных или муниципальных архивов, они хранятся до ликвидации организации (ст. 19 Перечня 2019 года);
  • служебные записки структурных подразделений по основной (профильной) деятельности – 5 лет ЭПК (ст. 47 того же Перечня 2019 года);
  • протоколы (вероятнее всего, речь идет о протоколах совещаний у руководителя организации) хранятся постоянно (ст. 18 Перечня 2019 года) или 5 лет, если они касаются оперативных вопросов.

Тот факт, что приказы и служебные записки имеют разные сроки хранения, говорит о том, что эти документы следует формировать в разные дела. Так установлено архивными Правилами 2023 года2, где в подп. «а» п. 49 сказано буквально следующее: «документы постоянного и временного срока хранения группируются в отдельные дела». Однако любой архивист знает, что, если мы включаем в одно дело документы с разными сроками хранения, – это может быть продиктовано производственной целесообразностью, тогда всему делу присваивается наибольший срок хранения. Таким образом, если нам удобно в текущей работе, чтобы служебные записки – основания к приказам хранились вместе с приказами, мы можем это делать. При этом нужно учитывать, что это создаст дополнительную работу при подготовке дел с приказами для передачи в архив организации, т.к. служебные записки из таких дел придется удалить, поскольку для дальнейшего хранения и использования они ценности не представляют.

Несколько иная ситуация с протоколами совещаний. Поскольку совещания проводятся регулярно, их протоколы формируются в отдельное дело (в дело с приказами они не включаются).

Уместно ли ссылаться на эти документы в констатирующей части приказа? Конечно, да. Но вопрос в том, как это лучше сделать. Как известно, в констатирующей части приказа указываются основания для его издания, но основания могут быть разными: от законов до служебных записок и протоколов (это сказано в вопросе читателя). Обоснованием может быть необходимость принятия решений в сложившейся ситуации.

В ситуации, о которой говорится в вопросе читателя журнала, приказ следует составить следующим образом (отталкиваемся от примера приказа, приведенного в вопросе читателя):

Если основанием для издания приказа является протокол заседания, то констатирующая часть оформляется так, как в примере, приведенном читателем. Начинать ее можно фразой «в соответствии» или «на основании».

Пример 4

На основании протокола заседания комиссии по принятию решения о временной остановке объектов от 04.06.2025 № 12.10-05/3-11 п р и к а з ы в а ю: <…>
или
В соответствии с протоколом заседания комиссии по принятию решения о временной остановке объектов от 04.06.2025 № 12.10-05/3-11 п р и к а з ы в а ю: <…>

Сноски 2

  1. Здесь и далее – Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236). Вернуться назад
  2. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях (утв. приказом Росархива от 31.07.2023 № 77). Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Чем руководствоваться при издании приказов

Существует какой-либо официальный нормативный документ, который регламентирует все вопросы издания приказов (их разработка, кто разрабатывает, как правильно разрабатывать, порядок оформления, правильное название, введение в действие и т.д.)? Чем можно руководствоваться, чтобы все приказы в организации были изданы правильно? Инструкция по делопроизводству на предприятии имеется, но руководитель требует документ «высшего» уровня, типа «Все о приказах с нуля».

Можно ли использовать сокращенные наименования в тексте приказов?

На предприятии существует приказ «О присвоении индивидуальных индексов», который включает сокращенные наименования структурных подразделений и должностей. Допустимо ли использовать их в текстах приказов нашего предприятия?

Обязательно ли вести журналы регистрации кадровых приказов?

Даем ссылки на нормативную базу. Объясняем, что организация должна делать и почему. Поводом для разбирательств стал вопрос читателя. Показываем примеры разделения приказов по личному составу на документопотоки, которые должны регистрироваться раздельно и формироваться в разные дела. Как могут называться дела с ними в номенклатуре дел. Как они вместе с журналом их регистрации потом отражаются в описи дел по личному составу, когда приходит время передавать часть приказов в архив.

Как оформить приказ: полный алгоритм

Правила оформления приказа показываем с учетом последних изменений ГОСТ Р 7.0.97 об оформлении организационно-распорядительных документов 2025 года. Рассматриваем каждый реквизит, в каких случаях какие варианты оформления предпочтительней, показываем оформление и целых приказов, всего в этой статье 25 примеров! Какие бланки приказов бывают. Правила использования герба, товарного знака и др. изображений. Какие шрифты, интервалы, отступы можно использовать, как нумеровать страницы. Как составить текст и заголовок к нему. Как формулировать причину издания приказа, поручения, устанавливать срок исполнения, ответственных и др. Как оформить приложение. Как документировать процедуру согласования (в бумажном виде или электронном). Когда регистрировать приказ, как оформить дату, номер, подпись.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Вносим изменения в приказы организации и приложения к ним

Чтобы внести изменения в ранее изданный приказ либо утвержденный им документ, нужно правильно указать не только суть корректировки, но и ее место дислокации. Предлагаем вам разобраться на примерах с исключением, дополнением, изложением в новой редакции абзацев, пунктов, подпунктов, приложений, фрагментов таблиц. Мы объясняем, когда документ лучше корректировать, а когда издавать новый с отменой старого; как заменить старое приложение новым; как указывать приложения приложений. Вас ждут оптимальные формулировки для различных ситуаций, систематизированные в таблицах, а также образцы целых приказов: о внесении изменений (т.е. актуализации старого документа) либо введении в действие новой версии организационного документа.

Приказы в организации: виды и особенности оформления

Мы приводим обзор нормативной базы, которой следует руководствоваться при издании приказа, а также пример раздела Инструкции по делопроизводству (его формулировками вы можете воспользоваться при подготовке своего локального нормативного документа). Далее мы разбираем нюансы оформления каждого реквизита внутреннего и совместного приказа. Примеры оформления отдельных реквизитов и целых документов (всего их в статье 17) делают материал понятным и наглядным. Если в области оформления приказов у вас еще остались вопросы, то сейчас вы можете их прояснить. А если вы ас, то можете использовать статью для подготовки методических материалов для сотрудников своей организации либо просто адресуйте их к ней.

Приказ об увольнении: все тонкости оформления

В этом номере журнала читайте 1 часть статьи, чтобы узнать: какие формы приказа о прекращении трудового договора можно использовать? как разработать свою? какие статистические коды можно задействовать? когда рядом с полным наименованием работодателя надо указывать сокращенное? как можно сократить длинное наименование документа из унифицированной формы № Т-8 Госкомстата РФ «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнение)»? как правильно заполнять даты издания приказа, увольнения работника и его ознакомления с этим документом? как в форму № Т-8 Госкомстата РФ вписывать сведения о факте прекращения трудового договора и увольнении, как при этом понимать фразу «ненужное зачеркнуть»?