Top.Mail.Ru

Член совета директоров подает в общество заявление о сложении с себя соответствующих полномочий. Является ли он в таком случае выбывшим членом совета директоров?

Вопрос
Член совета директоров акционерного общества приобрел статус, не совместимый с членством в органе управления коммерческой организации (например, назначается судьей или избирается депутатом), и на основании требования закона подает в общество заявление о сложении с себя полномочий члена совета директоров в связи с приобретением такого статуса. Является ли он в таком случае выбывшим членом совета директоров?
Отвечает

К сожалению, мы не можем дать однозначный ответ на данный вопрос. Поясним почему.

Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) указывает, что члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном самим Законом об АО и уставом общества, на срок до следующего годового общего собрания акционеров (п. 1 ст. 66 Закона об АО). При этом Закон об АО ничего не говорит об условиях выдвижения кандидатур, необходимости заключения какого-либо договора или соглашения между членами совета директоров и обществом. Кроме того, ст. 64 Закона об АО предусматривает, что членам совета директоров общества в период исполнения ими своих обязанностей только по решению общего собрания акционеров может выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими соответствующих функций. Отсюда следует вывод, что отношения между членами совета директоров и обществом не являются трудовыми, поскольку трудовые отношения основываются на соглашении между работниками и работодателем и по определению предполагают выполнение функции за оплату (ст. 15 ТК РФ). Следовательно, деятельность совета директоров акционерного общества и отношения между советом директоров общества и самим обществом регулируются нормами гражданского законодательства (постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2005 № 1456/05). В силу ст. 8, 307 ГК РФ обязательства могут возникать не только из договора, но и, например, из закона. Соответственно, и выплаты членам совета директоров не вытекают из договора, они основаны на законе и связаны с выполнением членами совета директоров управленческих функций (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 № 106).

Таким образом, члена совета директоров и общество не связывают договорные отношения. Член совета директоров приобретает полномочия в силу своего избрания в этот орган.

Порядок же прекращения данных полномочий по инициативе самого члена совета директоров не урегулирован вовсе.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 48 Закона об АО к компетенции общего собрания акционеров относится определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий. Из этого указания некоторые суды делают вывод, что член совета директоров признается выбывшим из состава совета директоров (досрочно прекратившим свои полномочия) только после того, как соответствующее решение примет общее собрание акционеров (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 29.12.2008 № КГ-А41/10991-08, ФАС Западносибирского округа от 29.08.2006 № Ф04-5613/2006(25892-А75-13)).

Вместе с тем, по нашему мнению, необходимо также учитывать следующее.

В соответствии со ст. 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Согласно ч. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Соответственно, требования о заблаговременном предупреждении о прекращении гражданских правоотношений могут быть установлены только законом. Как правило, ГК РФ устанавливает такую обязанность для отказа от договорных обязательств (например, ст. 610, 738, 806, 859 ГК РФ).

Однако, как уже говорилось, члена совета директоров и общество не связывают договорные отношения. А закон устанавливает права и обязанности совета директоров как органа юридического лица, что позволяет говорить и о наделении правами лиц, избранных в него, предоставляет этим лицам право на получение вознаграждения, но не устанавливает их конкретных обязанностей по участию в работе совета директоров, а тем более – каких-либо имущественных или неимущественных санкций за их нарушение. Согласно п. 2 ст. 71 Закона об АО от членов совета директоров можно требовать возмещения убытков, причиненных виновными действиями (бездействием), повлекшим убытки обществ. Однако та же норма говорит, что не несут ответственности члены совета директоров, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение обществу или акционеру убытков, или не принимавшие участия в голосовании.

Таким образом, общество не имеет никаких прав, никакой возможности понудить лицо, избранное членом совета директоров, к исполнению данной функции.

Следовательно, осуществление функций члена совета директоров или отказ от него зависит исключительно от волеизъявления лица, избранного в совет директоров. Соответственно, если какое-либо лицо довело до общества свое волеизъявление о сложении полномочий члена совета директоров, общество, в том числе в лице общего собрания акционеров, не может разрешать или не разрешать ему выйти из совета, а может только принять к сведению факт выхода. В этой связи подп. 4 п. 1 ст. 48 Закона об АО можно понимать как установленную законом возможность прекращения полномочий члена совета директоров по инициативе самого общества, что не исключает их прекращения по инициативе самого лица, избранного в совет директоров.

В судебной практике есть и примеры, косвенно подтверждающие такой вывод (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 01.09.2010 по делу № А82-4226/2009-2, Западносибирского округа от 29.08.2006 № Ф04-5613/2006(25892-А75-13)).

Отметим, что на практике заявительный порядок выхода из совета директоров иногда устанавливается уставом общества, и суды принимают во внимание положения устава о том, что для сложения полномочий член совета директоров должен уведомить само общество (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 16.07.2008 № КГ-А40/3929-08) или других членов совета директоров (постановление ФАС Западносибирского округа от 14.02.2008 № Ф04-682/2008(44-А03-11)).

Вместе с тем данный вопрос в судебной практике до конца не решен. По всей видимости, единой позиции не выработано даже на уровне ВАС РФ. Так, в п. 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2001 № 62 указывалось, что «выбывшими являются члены совета директоров, полномочия которых прекращены досрочно решением общего собрания акционеров (подп. 4 п. 1 ст. 48 Закона об акционерных обществах), и умершие». В принятом же позже постановлении Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 указывается, что «выбывшими, в частности, являются члены совета директоров (наблюдательного совета), полномочия которых прекращены досрочно решением общего собрания акционеров (подпункт 4 пункта 1 статьи 48 Закона)». Это можно понять и как то, что допускаются и иные варианты выбытия из состава совета директоров.

В связи с этим можем также обратить внимание, что практика, признающая возможность прекращения полномочий членов совета директоров только по решению общего собрания акционеров, сложилась при рассмотрении споров о полномочности решений совета директоров по одобрению сделок общества. То есть можно говорить, что лицо не считается выбывшим из совета директоров с точки зрения общества, что должно предотвращать возможные злоупотребления со стороны оставшихся членов совета директоров. Третьи же лица вполне могут считать лицо лишенным полномочий члена совета директоров с момента объявления им об их сложении.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

О дате договора, подписанного по ЭДО

В договоре аренды указана его дата – ​29.03.2024. Он был подписан по ЭДО, и в штампе о подписании проставлена другая дата. В тексте договора отмечено, что он вступает в силу с даты подписания сторонами и с даты подписания начинают исчисляться сроки договора и индексации арендной платы. С какой даты в данном случае следует исчислять указанные сроки: с даты в договоре или в штампе о подписании договора?

Можно ли использовать товарный знак компании, выдавшей сертификат?

Если товар прошел испытания и имеет сертификат качества, определенный организацией, то можно ли использовать при создании изображений для использования на сайте, в социальных сетях товарный знак данной организации?

Когда можно подать иск об упущенной выгоде?

Заключен рамочный договор поставки и оформлена спецификация. По ее условиям определены стоимость товара и порядок оплаты, предусматривающий аванс. После подписания спецификации продавец начал производить товар до перечисления аванса покупателем. Покупатель аванс перечислил частично (30% от согласованного). В дальнейшем не забрал товар и перестал выходить на связь. Может ли продавец не руководствоваться спецификацией, заявить иск об упущенной выгоде, основанный на стоимости цены, согласованной сторонами в спецификации?

Как получить от автосалона документы по гарантийному ремонту?

Автосалон не выдал заказ-наряд и акт выполненных работ по гарантийному ремонту (ремонт за счет дилера). Каким образом владельцу автомобиля можно получить данные документы? На какие нормативные правовые документы можно ссылаться в связи с такой ситуацией?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

По контракту 2023 года обязательства исполнены с просрочкой. Можно ли списать неустойку по нему по постановлению Правительства РФ № 783?

Возможно ли списание неустойки по контракту, заключенному в 2023 году по постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 № 783, при условии, что обязательства исполнены в полном объеме с просрочкой (пени – ​менее 5%), а срок действия контракта – ​до 31.12.2023?