По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: рассматриваемое условие является ничтожным, то есть недействительным вне зависимости от признания его таковым судом.
Прежде всего отметим, что согласно принципам свободы договора, закрепленным в п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ, граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Приведенное условие может быть истолковано как ограничение возможности отказа заказчика от исполнения договора требованием отказа от взыскания штрафных санкций. Между тем в соответствии с п. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. (В случае отказа одной из сторон от исполнения договора, если такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым (п. 3 ст. 450 ГК РФ)). Данная норма является императивной, то есть не предоставляет сторонам возможности каким-либо образом ограничить установленное ей право заказчика п. 2 ст. 715 ГК РФ.
Вместе с тем данное условие действительно может быть понято и как условие об отказе заказчика от взыскания штрафных санкций в случае его отказа от исполнения договора. Напомним, что в случае наличия расхождений в прочтении условий договора суд будет устанавливать действительную общую волю сторон, принимая во внимание все сопутствующие обстоятельства, переписку и фактическое поведение сторон (ст. 431 ГК РФ).
В любом случае рассматриваемое условие договора противоречит и нормам ГК РФ о неустойке. В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Согласно п. 2 ст. 330 ГК РФ кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Как видим, требование уплаты неустойки, установленной договором, в случае нарушения обязательств должником – право кредитора, и ситуации, когда он теряет такое право, установлены законом. Отказ от осуществления принадлежащего права не влечет прекращения этого права, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 2 ст. 9 ГК РФ).
Сделка или часть сделки, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168, 180 ГК РФ). Поскольку относительно рассматриваемого условия законом не установлено никаких специальных правил, оно является ничтожным.
Ничтожное условие недействительно независимо от признания его таковым судом (п. 1 ст. 166 ГК РФ). Поэтому заявление в суде отдельного требования о признании его недействительным представляется излишним.