1. В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). При этом согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, его условия определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением случаев, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (ст. 424 ГК РФ).
Законодательством не предусмотрено регулирование цен на автомобили. Привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости имущества носит добровольный характер, за исключением случаев, предусмотренных, в частности, Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Применительно к рассматриваемой ситуации обязательного привлечения независимого оценщика не требуется.
Таким образом, цена продажи автомобиля определяется по соглашению сторон договора самостоятельно. Законодательство не устанавливает никаких методик для определения цены продажи автомобиля, принадлежащего ООО.
2. С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ, которым часть первая НК РФ дополнена положениями о налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (раздел V.1 НК РФ). Положения статей 20 и 40 НК РФ применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до 1 января 2012 года (ч. 5, 6 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ).
Обращаем внимание, что речь в данном случае идет исключительно о возможности наступления тех или иных налоговых последствий. Каких-либо требований к фактической цене сделки налоговое законодательство не устанавливает.
Нормами ст. 105.1 НК РФ установлены критерии признания взаимозависимыми юридических и физических лиц. Так, взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия, и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц (п. 1 ст. 105.1 НК РФ). В п. 2 ст. 105.1 НК РФ содержится закрытый перечень оснований, согласно которым налогоплательщики признаются взаимозависимыми.
Также согласно п. 6 ст. 105.1 НК РФ организации и физические лица вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми по любым другим основаниям, если особенности отношений между ними могут повлиять на какое-то одно из обстоятельств или на их совокупность, указанных в п. 1 ст. 105.1 НК РФ. По этим же основаниям признать лица взаимозависимыми может суд (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).
В настоящий момент у судов нет универсального подхода к разрешению вопроса о взаимозависимости организации и ее работника (в рассматриваемом случае – заместителя директора). По мнению судей, в каждой ситуации необходимо исследовать, повлияло ли на цену договора то обстоятельство, что стороны сделки каким-то образом связаны. В данном случае – связаны трудовыми отношениями.
Так, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 10.06.2008 № А29-2210/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.03.2010 № А75-6571/2009, от 22.05.2009 № Ф04-3030/2009(7182-А75-37), ФАС Северо-Кавказского округа от 30.07.2009 № А53-18832/2008, ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2008 № А05-2964/2008 приняты в пользу организаций. В спорах, по которым вынесены перечисленные судебные решения, налоговым органам не удалось доказать взаимозависимость работодателя и его сотрудников.
В то же время в арбитражной практике есть примеры, когда судьи соглашались с налоговым органом в том, что наличие трудовых отношений между лицами является основанием для того, чтобы признать их взаимозависимыми (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.08.2007 № Ф04-5734/2007(37452-А03-15) по делу № А03-16023/2006-21, от 23.08.2004 № Ф04-5619/2004(А70-3744-19), ФАС Уральского округа от 22.06.2006 № Ф09-5261/06-С2 по делу № А50-3800/05, ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.2005 по делу № А43-8505/2004-31-473).
Поэтому, учитывая изложенное, считаем, что сделка между организацией и ее работником (заместителем директора ООО) по продаже автомобиля может быть признана для целей НК РФ сделкой между взаимозависимыми лицами.
Кроме того, к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются сделки, перечисленные в п. 1 ст. 105.14 НК РФ.
Цены, применяемые в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, признаются рыночными (п. 1 ст. 105.3 НК РФ). Контролю такие сделки не подлежат (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
Если коммерческие или финансовые условия сделок между взаимозависимыми лицами отличаются от условий сделок, которые имели бы место в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, и если соответствующие сделки признаются сопоставимыми (ст. 105.5 НК РФ), то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).
При этом определение в целях налогообложения таких доходов (прибыли, выручки) производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ (п. 2 той же статьи).
Напомним, что система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов (п. 1 ст. 30 НК РФ, ст. 2 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации»). В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, является ФНС России.
Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам, не может быть предметом выездных и камеральных проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
Таким образом, с 1 января 2012 года цены, применяемые в сделках, могут проверяться на предмет их соответствия рыночным ценам не территориальными налоговыми органами, а исключительно ФНС России в рамках специальной процедуры налогового контроля.
При осуществлении налогового контроля ФНС России проверяет полноту исчисления и уплаты налогов, перечисленных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ, в порядке, предусмотренном главой 14.5 НК РФ (п. 4 ст. 105.3 НК РФ). В случае выявления занижения сумм этих налогов ФНС производит корректировки соответствующих налоговых баз (п. 5 этой же статьи).
Как следует из п. 1 ст. 105.17 НК РФ, указанная в п. 4 ст. 105.3 НК РФ проверка может проводиться ФНС в следующих случаях:
- при получении уведомления о контролируемых сделках, направляемого налогоплательщиком (п. 1 ст. 105.16 НК РФ);
- при получении извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, о контролируемых сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ);
- при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.