Top.Mail.Ru

Существуют ли для генерального директора риски, связанные с непогашением организацией задолженности перед единственным участником в период проведения процедуры ликвидации?

Вопрос
Кредитор (организация-нерезидент) предоставил заем российской организации. Сумма займа на данный момент погашена, но остались проценты по займу. Единственным участником российской организации является третье лицо – нерезидент. Российская организация оформила соглашение о переводе долга (ст. 391 ГК РФ) по процентам на своего единственного участника, и тот полностью расплатился с кредитором. Российскую организацию планируется ликвидировать в добровольном порядке. У российской организации не имеется достаточных средств для погашения задолженности перед единственным участником, который, вероятнее всего, не будет предъявлять какие-либо требования к организации в рамках процедуры ее ликвидации.Какие существуют риски для лица, занимающего должность руководителя российской организации (генерального директора), связанные с непогашением российской организацией задолженности перед единственным участником в период проведения процедуры ликвидации?
Отвечает

Ликвидация российского юридического лица, в том числе имеющего в качестве единственного участника иностранного гражданина или иностранное юридическое лицо, осуществляется по правилам, установленным законодательством РФ (п. 1, подп. 4 п. 2 ст. 1202 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами. Пункт 3 той же статьи предусматривает, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Таким образом, с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) юридического лица руководитель этого юридического лица (генеральный директор) утрачивает полномочия по управлению данным юридическим лицом (см. также постановление ФАС Московского округа от 08.04.2014 № Ф05-13293/12). Поэтому, рассматривая вопрос о рисках лица, занимающего должность руководителя организации, в той мере, в какой они могут быть обусловлены непогашением организацией задолженности в период проведения процедуры ликвидации, нельзя не отметить, что основания для возложения на это лицо гражданско-правовой ответственности в данной связи могут появиться лишь в случае, если лицо, занимающее должность генерального директора, назначено ликвидатором или членом ликвидационной комиссии такого юридического лица.

Пункт 1 ст. 63 ГК РФ обязывает ликвидационную комиссию поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (при этом такой срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации), принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Как указано в п. 4 ст. 63 ГК РФ, выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Ликвидационный баланс представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, после завершения процесса ликвидации вместе с иными документами, являющимися основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129-ФЗ).

В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. В связи с этим необходимо учитывать, что согласно ст. 419 ГК РФ обязательство юридического лица (в том числе должника), не исключая и обязательство, возникшее из договора (п. 2 ст. 307 ГК РФ), прекращается ликвидацией такого юридического лица, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).

С учетом вышеизложенного можно прийти к выводу о том, что непредъявление кредитором, надлежащим образом уведомленным о принятии решения о ликвидации юридического лица (в случае, когда такой кредитор является единственным участником юридического лица, принимающим решение о его ликвидации, его осведомленность о ликвидации очевидна), требования об исполнении обязательства в период проведения ликвидации само по себе не может рассматриваться как обстоятельство, препятствующее завершению процедуры ликвидации, и не связано для ликвидатора (членов ликвидационной комиссии), равно как и для генерального директора такой организации, с какими-либо правовыми рисками.

Учитывая, что в рассматриваемом случае у организации имеется кредиторская задолженность, которая не может быть погашена за счет имеющегося имущества, а также то, что вероятность предъявления кредиторами требований в период ликвидации все же существует, отметим следующее. Пункт 3 ст. 63 ГК РФ обязывает ликвидационную комиссию обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства. Аналогичные правила предусмотрены п. 3 ст. 9, ст. 224 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), согласно которым ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в случае невозможности удовлетворить требования кредиторов в рамках процедуры ликвидации вследствие недостаточной стоимости имущества должника. Такое обращение должно последовать в течение десяти дней с момента выявления признаков неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества. Признаки банкротства юридического лица приведены в п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве, в соответствии с которым юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

После принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом при наличии соответствующих оснований подается в арбитражный суд иными лицами, на которые закон возлагает такую обязанность, в частности, учредителем (участником) должника или руководителем должника (п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве).

Пунктом 2 ст. 10 Закона о банкротстве предусмотрены последствия нарушения обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены ст. 9 этого федерального закона. Такое нарушение влечет субсидиарную ответственность лиц, на которых Законом о банкротстве возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, установленного для подачи заявления должника. Кроме того, п. 2 ст. 226 Закона о банкротстве предусматривает, что собственник имущества должника – унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие нарушение требований, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 224 этого федерального закона, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника.

Таким образом, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) юридического лица может быть привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам этого юридического лица перед кредиторами, предъявившими требования при проведении ликвидации, оставшиеся неудовлетворенными в связи с недостаточностью имущества должника, если он своевременно не обратился в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Отметим, что такие же последствия могут наступить и для руководителя юридического лица в случаях, когда на него в соответствии с законом возлагается обязанность по подаче в арбитражный суд заявления должника (п. 1 и 2 ст. 9, п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 № 04АП-5433/13).

Кроме того, контролирующие должника лица (к которым относятся, в частности, члены ликвидационной комиссии, руководитель должника) могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия таких лиц (абз. 31 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве). Однако требование о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности может быть предъявлено только лицами, участвующими в деле о банкротстве, а именно – конкурсным управляющим, конкурсным кредитором или уполномоченным органом (п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве). Также из п. 6–8 ст. 10 Закона о банкротстве следует, что привлечение к субсидиарной ответственности руководителя должника или членов ликвидационной комиссии по основаниям, предусмотренным этим федеральным законом, может состояться только в рамках дела о банкротстве. Подтверждение данному выводу можно обнаружить и в судебной практике (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 11.12.2013 № Ф09-12019/13, ФАС Дальневосточного округа от 20.11.2012 № Ф03-5163/12).

Следовательно, в рассматриваемой ситуации руководитель организации-должника или его ликвидатор (член ликвидационной комиссии) может быть привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам должника только в случае возбуждения в отношении должника дела о банкротстве. Если ни сам должник, ни его кредитор – единственный участник юридического лица, ни иные лица, имеющие право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 7 Закона о банкротстве), не инициируют возбуждение дела о банкротстве, субсидиарная ответственность на руководителя, ликвидатора, членов ликвидационной комиссии организации-должника, в соответствии с правилами Закона о банкротстве, возложена быть не может.

Отметим также, что неисполнение руководителем юридического лица обязанности по подаче заявления о признании такого юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет (ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ). Таким образом, на руководителя (ликвидатора, председателя ликвидационной комиссии) юридического лица – должника может быть возложена и административная ответственность в случае, когда при выявлении невозможности удовлетворить требования кредиторов в рамках процедуры ликвидации должника названные лица не обращаются своевременно в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (см. также апелляционное определение Кировского областного суда от 05.02.2013 по делу № 33-381/2013). Однако, учитывая характер обстоятельств, с которыми закон связывает возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.13 КоАП РФ (ч. 1.1 ст. 28.1 КоАП РФ), представляется крайне маловероятной возможность привлечения этих лиц к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ вне рамок дела о банкротстве, тем более после завершения процедуры ликвидации должника.

На наш взгляд, правовой риск в настоящей ситуации заключается в возможности отказа со стороны регистрирующего органа в государственной регистрации ликвидации юридического лица или предъявления заинтересованным лицом в последующем требования о признании такой регистрации незаконной в связи с наличием у общества непогашенной кредиторской задолженности на момент завершения ликвидации. Подписывая заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, заявитель подтверждает, помимо прочего, что установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица соблюден и расчеты с его кредиторами завершены (подп. «а» п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ). Даже в случае, если кредитор не предъявит требование об исполнении обязательства в период ликвидации юридическому лицу, как представляется, все же будет известно о наличии у него задолженности перед этим кредитором. Если кредиторская задолженность не будет отражена в ликвидационном балансе или организация, указав на наличие этой задолженности, не произведет расчеты с кредитором и не обратится в арбитражный суд с заявлением должника в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, вполне возможно наступление таких правовых последствий. Это подтверждает и судебная практика (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 № 11925/12 и от 13.10.2011 № 7075/11, ФАС Уральского округа от 22.03.2013 № Ф09-921/13 и от 29.10.2008 № Ф09-7960/08-С4, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 № 17АП-5287/11).

Вместе с тем в зависимости от конкретных обстоятельств суд может прийти и к иному выводу по вопросу о возможности завершения ликвидации юридического лица при наличии у него непогашенной кредиторской задолженности. Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 08.04.2014 № Ф06-4435/13 пришел к выводу о признании недействительным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, мотивированного тем, что у организации имелась кредиторская задолженность на момент завершения процедуры ликвидации. Суд обосновал свой вывод тем, что организация в связи с наличием задолженности перед бюджетом и иными кредиторами обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании ее банкротом, однако определением арбитражного суда производство по делу было прекращено в связи с невозможностью финансирования ликвидатором процедуры банкротства. Кроме того, как указал суд, кредитор по платежам в бюджет (налоговый орган), уведомленный о предстоящей ликвидации, обязан был соблюсти установленный порядок предъявления требований при ликвидации, однако в суд с иском к ликвидационной комиссии не обратился, что свидетельствует о невозможности исполнения требований налогового органа как кредитора третьей очереди в установленном законом порядке, в том числе и на момент проведения ликвидационной процедуры.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Можно ли при внутреннем согласовании документа в наименование должности добавлять подразделения?

Можно ли при внутреннем согласовании (приказа, ЛНА, ВНД) в наименование должности добавлять наименование подразделения, например если по штатному расписанию наименование должности: «Начальник отдела», «Директор департамента», то в реквизите согласования (внутреннего) указывать «Начальник отдела информационных технологий», «Директор департамента разработки»?

Может ли ООО продать долю, принадлежащую обществу, ее участнику?

Доля в уставном капитале принадлежит обществу более трех лет. Может ли общество в 2025 году продать эту долю участнику общества?

Можно ли копировать входящий документ с отметкой ДСП? У кого получить разрешение?

Можно ли копировать входящий документ с отметкой ДСП? Достаточно ли получить разрешение на создание копии экземпляра входящего документа с отметкой ДСП у руководителя своей организации или необходимо получить разрешение на копирование у организации, направившей нам этот документ?

Надо ли получать согласие ООО на изменение договора залога доли между участником ООО и третьим лицом?

Закон об ООО требует получения согласия общего собрания участников общества на передачу доли в уставном капитале ООО в залог третьему лицу. Имеется ли в законодательстве норма о предоставлении согласия общества на внесение изменений в условия договора залога (последующего договора залога), заключенного между участником общества и третьим лицом?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

Вправе ли ООО продать свое имущество по балансовой стоимости?

Возможны ли претензии со стороны налоговых органов при продаже одним ООО другому недвижимого имущества по балансовой стоимости, отличающейся от рыночной?