Top.Mail.Ru

Как оформить доверенность на предоставление интересов клиентов в ИФНС при смене руководителя организации, если старая доверенность оформлена нотариально с правом передоверия?

Вопрос
Организация представляет интересы предпринимателей в ИФНС по сдаче отчетности. Доверенность на представление интересов налогоплательщика в налоговом органе (в том числе на подачу отчетности в электронном виде) выдана организации в лице ее руководителя. Каков порядок оформления доверенностей при смене руководителя организации при условии, что ранее выписанные доверенности оформлены нотариально с правом передоверия?
Отвечает

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: при смене руководителя организации, которой налогоплательщик выдал доверенность на представление его интересов в налоговом органе, оформлять новую доверенность не требуется. В этом случае в информационном сообщении о представительстве, которое направляется в налоговый орган, указываются данные нового руководителя. Его полномочия выступать законным представителем организации могут быть подтверждены на основании сведений, содержащихся в Едином государственном ­реестре ­юридических лиц.

Обоснование вывода

В соответствии с п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика – физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ. В силу п. 1 той же статьи уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком ­представлять его интересы, в частности, в отношениях с налоговыми органами.

Пунктом 4 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам ­связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Как следует из абз. 2 п. 5 ст. 80 НК РФ, налоговая декларация (расчет) может быть подписана представителем налогоплательщика. Согласно абз. 3 того же пункта в случае, если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета)). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или ­другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Из приведенных положений законодательства следует, что представителем в налоговых правоотношениях может быть в том числе ­юридическое лицо.

Пунктом 1 ст. 53 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Следовательно, в случае, если налогоплательщик на основании доверенности уполномочил представлять в налоговый орган налоговую (бухгалтерскую) отчетность (далее также – отчетность) организацию, ее руководитель, действующий на основании учредительных документов, при подписании такой отчетности выступает в качестве законного представителя этой организации. Уполномоченным же представителем налогоплательщика в этом случае является сама организация, а не ее руководитель. Это относится и к случаям, когда в тексте доверенности указано, что она выдана организации в лице ее руководителя (с указанием его фамилии, имени, отчества, иных персональных данных).

Основания, по которым действие доверенности прекращается, перечислены в п. 1 ст. 188 ГК РФ. В этой норме отсутствует такое основание прекращения доверенности, как утрата лицом, являвшимся на момент выдачи доверенности руководителем организации-представителя, ­соответствующих полномочий.

Согласно п. 1.11 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (утв. приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@, далее – Методические рекомендации) при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающий право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), представляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета). Копия указанного документа сохраняется в налоговом органе в течение 3-х лет после истечения срока действия. В случае подачи налоговой декларации (расчета) представителем налогоплательщика передаваемая налоговая декларация сопровождается информационным сообщением о ­представительстве (п. 2.2 Методических рекомендаций).

Как предусмотрено п. 5 Методических рекомендаций по формированию информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах при информационном взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утв. письмом ФНС России от 24.01.2011 № 6-8-04/0002@, далее – Методические рекомендации по формированию информационного сообщения о доверенности), в информационном сообщении о доверенности указываются реквизиты доверенности и полномочия лица, владельца сертификата ключа подписи, которое подписывает и представляет электронный документ. При этом реквизиты подписанта в налоговой декларации (фамилия, имя, отчество) должны совпадать с реквизитами (фамилия, имя, отчество) владельца сертификата ключа подписи.

В соответствии с п. 2 раздела II приложения № 1 к Методическим рекомендациям проверка полномочий подписи налоговой декларации (расчета) включает проверку по данным информационных ресурсов налогового органа права должностного лица налогоплательщика (представителя) подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (подписывать налоговую декларацию).

К информационным ресурсам, используемым в деятельности налоговых органов, относится, в частности, Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) (п. 5.3 письма ФНС России от 25.07.2013 № ­АС-4-2/13622@, п. 2.5 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705@).

Обратите внимание: с 26.04.2021 срок уведомления увеличился с 3 до 7 рабочих дней.

В числе сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии. При смене лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, организация должна в течение трех рабочих дней представить в регистрирующий орган заявление для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ (подп. «л» п. 1, п. 5 ст. 5, п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ­индивидуальных предпринимателей»).

Поэтому, на наш взгляд, в случае смены руководителя организации необходимость отмены ранее выданной доверенности и выдачи новой доверенности лицу, избранному на должность руководителя, возникла бы при том условии, что доверенность была выдана непосредственно руководителю организации как физическому лицу. Поскольку представителем при подаче отчетности в налоговый орган выступает сама организация, а не ее руководитель (он является представителем этой организации, а не налогоплательщика), необходимость замены (переоформления) доверенности при таких обстоятельствах отсутствует. Полномочия нового руководителя как законного представителя организации подтверждаются сведениями ЕГРЮЛ (см. постановления ФАС Поволжского округа от 04.12.2012 № Ф06-9545/12, ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2011 № Ф07-5/2011). В этом случае организация должна указать в информационном сообщении данные физического лица, которое приобрело полномочия законного представителя этой организации в связи с его избранием на должность руководителя, обеспечив соответствие реквизитов физического лица в файле информационного сообщения о представительстве с соответствующими значениями реквизитов владельца электронной подписи в сертификате ключа проверки электронной подписи (п. 3 и 5 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям, п. 13 Методических рекомендаций по формированию информационного сообщения о доверенности). Полномочия организации на подачу отчетности подтверждаются ранее выданной налогоплательщиком ­доверенностью, имеющейся в распоряжении налогового органа.

Если при подаче отчетности в налоговый орган организацию представляет не руководитель, а иное лицо (в частности, другой сотрудник такой организации), его полномочия подтверждаются доверенностью, выданной организацией в лице ее руководителя, которая удостоверяется в соответствии с п. 4 ст. 185.1 ГК РФ. Такая доверенность (ее копия) должна быть представлена налоговому органу на момент подачи отчетности (письма Минфина России от 25.09.2012 № 03-02-07/1-227 и от 07.08.2009 № 03-02-08/66, ФНС России от 09.11.2015 № ЕД-4-15/19558@). При этом доверенность подписывает то лицо, которое осуществляет полномочия руководителя организации на момент выдачи доверенности.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

О дате договора, подписанного по ЭДО

В договоре аренды указана его дата – ​29.03.2024. Он был подписан по ЭДО, и в штампе о подписании проставлена другая дата. В тексте договора отмечено, что он вступает в силу с даты подписания сторонами и с даты подписания начинают исчисляться сроки договора и индексации арендной платы. С какой даты в данном случае следует исчислять указанные сроки: с даты в договоре или в штампе о подписании договора?

Можно ли использовать товарный знак компании, выдавшей сертификат?

Если товар прошел испытания и имеет сертификат качества, определенный организацией, то можно ли использовать при создании изображений для использования на сайте, в социальных сетях товарный знак данной организации?

Когда можно подать иск об упущенной выгоде?

Заключен рамочный договор поставки и оформлена спецификация. По ее условиям определены стоимость товара и порядок оплаты, предусматривающий аванс. После подписания спецификации продавец начал производить товар до перечисления аванса покупателем. Покупатель аванс перечислил частично (30% от согласованного). В дальнейшем не забрал товар и перестал выходить на связь. Может ли продавец не руководствоваться спецификацией, заявить иск об упущенной выгоде, основанный на стоимости цены, согласованной сторонами в спецификации?

Как получить от автосалона документы по гарантийному ремонту?

Автосалон не выдал заказ-наряд и акт выполненных работ по гарантийному ремонту (ремонт за счет дилера). Каким образом владельцу автомобиля можно получить данные документы? На какие нормативные правовые документы можно ссылаться в связи с такой ситуацией?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

По контракту 2023 года обязательства исполнены с просрочкой. Можно ли списать неустойку по нему по постановлению Правительства РФ № 783?

Возможно ли списание неустойки по контракту, заключенному в 2023 году по постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 № 783, при условии, что обязательства исполнены в полном объеме с просрочкой (пени – ​менее 5%), а срок действия контракта – ​до 31.12.2023?