К сожалению, дать однозначный ответ на заданный вопрос не представляется возможным. Поясним почему.
В силу ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности (см. также п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению к Положению о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, далее - Положение). При этом отметим, что осуществлять указанную деятельность вправе только юридические лица или индивидуальные предприниматели (п. 18, 19 и 20 ст. 2, ст. 32 Закона об образовании, п. 1 Положения).
Согласно п. 9 и 17 ст. 2 Закона об образовании под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ, а под образовательной программой - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных этим законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Обучающимся признается физическое лицо, осваивающее образовательную программу (п. 15 ст. 2 Закона об образовании).
По смыслу положений Закона об образовании, если получение образования направлено на приобретение определенной квалификации, оно связано с освоением обучающимся образовательной программы, что, в свою очередь, требует получения организацией, реализующей соответствующую программу, лицензии на осуществление образовательной деятельности (п. 1, 3, 5, 9, 12, 13, 17, 18, 19, 20 ст. 2 Закона об образовании). Подтверждением же освоения такой образовательной программы являются результаты аттестации, которая также проводится организацией, имеющей лицензию (ст. 59 Закона об образовании), и документ об образовании, квалификации или обучении (ст. 60 Закона об образовании).
Иными словами, если соответствующие мероприятия не заключаются в реализации одной из таких программ и не соответствуют признакам профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования (ч. 2, 6 ст. 10, п. 12-14 ст. 2, ст. 73, 74, 75, 76 Закона об образовании), деятельность по их проведению не может квалифицироваться как образовательная и требующая в связи с этим получения лицензии.
В соответствии с п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (утв. приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499), минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов. При этом согласно ч. 15 ст. 60 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно. Отметим, что в п. 30 письма Минобрнауки России от 07.05.2014 № АК-1261/06 указано на то, что организация и проведение краткосрочных семинаров, тренингов не будут являться дополнительным профессиональным образованием при условии непроведения итоговой аттестации. А в п. 15 информационного письма Минспорта России от 13.05.2015 (без номера) прямо указано, что проведение семинаров, консультаций, разовых лекций не подлежит лицензированию.
Между тем арбитражная практика по вопросу признания деятельности по проведению тренингов (семинаров, консультаций) и обучающих курсов (как краткосрочных, так и объемом не менее 16 часов) подлежащей лицензированию в рамках образовательной деятельности в настоящее время не столь однозначна. При рассмотрении ряда дел суды, руководствуясь изложенными выше соображениями, не признали соответствующую деятельность подлежащей лицензированию (см., например, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 № 10АП-7500/15, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2015 № 18АП-9911/15).
В то же время в других ситуациях, исходя из конкретных обстоятельств дела, суды зачастую рассматривают указанную деятельность как подлежащую лицензированию (см., например, постановления ВС РФ от 05.10.2015 № 303-АД15-11696, Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 № 03АП-460/16, Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 № 01АП-1195/15, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 № 18АП-11241/14; решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 01.06.2017 по делу № А38-3160/2017, Арбитражного суда Свердловской области от 25.08.2015 по делу № А60-31680/2015).
С учетом сказанного, на наш взгляд, нельзя однозначно утверждать, что в получении лицензии нет необходимости даже при краткосрочности обучения (в частности, проводимого в форме тренингов), хотя предполагаемый вид деятельности сложно квалифицировать как освоение утвержденной образовательной программы. Что же касается обучающих курсов по определенной программе и с проведением итоговой аттестации (тестирования) и выдачей сертификатов, то вероятность признания подобной деятельности образовательной деятельностью, подлежащей лицензированию, достаточно высока.
Также напомним, что ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна. В свою очередь, ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, если лицензия обязательна.