Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: законодательством не предусмотрена ни обязанность хозяйственных обществ предоставлять финансовому управляющему указанные в вопросе сведения, ни ответственность за отказ предоставить такие сведения.
Обоснование вывода
Полномочия финансового управляющего перечислены в п. 7 ст. 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). Эта норма предусматривает, в частности, право финансового управляющего получать информацию об имуществе гражданина. Последний, в свою очередь, обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение 15 дней с даты получения требования об этом (п. 9 той же статьи).
Имущество участников (акционеров) хозяйственного общества обособлено от имущества самого общества (см., например, п. 1 ст. 66 ГК РФ). Общество не имеет прав на имущество, принадлежащее его участникам (акционерам), а участники общества могут приобрести права на его имущество только на основании сделки либо при ликвидации общества.
Таким образом, гражданин, являющийся участником (акционером) хозяйственных обществ, по требованию финансового управляющего обязан предоставить ему в том числе сведения о наличии у него такого имущества, как соответствующие доли в уставных капиталах и акции.
Обязанность же юридических лиц с участием гражданина, дело о банкротстве которого рассматривается, предоставлять финансовому управляющему информацию о своем имуществе законом не предусмотрена. Соответственно, не установлена и ответственность за невыполнение организацией соответствующих требований финансового управляющего.
Правоприменительной практики, где рассматривалась бы аналогичная ситуация, мы не обнаружили. Однако косвенное подтверждение изложенному можно обнаружить, например, в постановлениях Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 № 07АП-2776/17, Арбитражного суда Московского округа от 12.11.2017 № Ф05-12127/17 по делу № А40-220553/2016. Как указано в последнем из приведенных актов, из положений Закона о банкротстве следует, что финансовый управляющий имеет право напрямую запрашивать в соответствующих органах и организациях информацию об имуществе именно должника (физического лица). При необходимости же получения информации о деятельности или имуществе юридических лиц, в которых должник (физическое лицо) имеет долю либо является акционером, необходимой для обнаружения, оценки имущества должника, или решения иных предусмотренных Законом о банкротстве задач, арбитражный (финансовый) управляющий должен обратиться с мотивированным ходатайством в суд, который вправе запросить в компетентном органе (организации) всю необходимую информацию.