Каждый из участников ООО может прекратить свои отношения с обществом путем выхода из общества с отчуждением обществу своей доли либо путем отчуждения своей доли другим участникам общества или третьим лицам, если последнее не запрещено уставом общества (ст. 21, ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 № 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее – Закон об ООО).
В соответствии со ст. 94 ГК РФ, ст. 26 Закона об ООО участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения обществу своей доли в его уставном капитале независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества. В случае выхода участника из общества его доля переходит к обществу с даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) (подп. 2 п. 7 ст. 23 Закона об ООО). В силу п. 6.1 той же статьи общество обязано выплатить вышедшему из общества участнику общества действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дате перехода к обществу доли вышедшего из общества участника общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли. Эту обязанность ООО должно выполнить в течение трех месяцев со дня ее возникновения, если иной срок или порядок выплаты действительной стоимости доли не предусмотрен уставом общества. При этом п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО не содержит запрета на отказ бывшего участника от выплаты действительной стоимости доли при выходе из общества (определение ВС РФ от 13.04.2018 № 308-ЭС18-3060).
Для выхода участника из ООО необходимо оформить соответствующее заявление. Заявление составляется в письменной форме и должно быть нотариально удостоверено по правилам, предусмотренным законодательством о нотариате для удостоверения сделок (п. 1 ст. 26 Закона об ООО).
Как мы ранее отметили, участник общества вправе продать или осуществить отчуждение иным образом (например, подарить) своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества либо третьим лицам на основании сделки. По общему правилу сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале ООО, подлежит нотариальному удостоверению путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой недействительность этой сделки (п. 11 ст. 21 Закона об ООО). В силу прямого указания закона нотариально должна быть удостоверена в том числе и оферта участника ООО, намеренного продать свою долю, направляемая другим участникам ООО и самому обществу в целях реализации преимущественного права покупки (п. 5 ст. 21 Закона об ООО).
Важно помнить, что доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена (п. 1 ст. 185.1 ГК РФ). В этой связи отметим, что заявление участника о выходе из ООО считается односторонней сделкой, требующей, как было указано, нотариального удостоверения. Поэтому доверенность, содержащая полномочия на совершение такой сделки, должна быть также нотариально удостоверена.
Закон об ООО не содержит каких-либо ограничений права выхода участника из ООО или отчуждения доли в уставном капитале по причине его содержания под стражей. Согласно п. 1 ст. 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 15.07.1995 № 103‑ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право с разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, и в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка, участвовать в гражданско-правовых сделках через своих представителей или непосредственно, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ. Представительство таких лиц в сделках осуществляется на основании доверенности, оформленной в соответствии с п. 2 ст. 185.1 ГК РФ и удостоверенной начальником (представителем администрации) места содержания под стражей (п. 118, 119 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста РФ от 14.10.2005 № 189, разд. XII Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950, разд. XI Правил внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов, утвержденных приказом ФСБ РФ от 24.03.2010 № 140).
В юридической литературе отмечается, что поскольку СИЗО не является местом лишения свободы, а лишь местом временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то доверенности, в силу закона требующие обязательной нотариальной формы, начальниками названного учреждения удостоверены быть не могут. Вместе с тем в правоприменительной практике представлена позиция, согласно которой, с учетом степени ограничения свободы передвижения лиц, находящихся под стражей, полномочиями по удостоверению доверенностей, приравненному к нотариальному, обладают начальники соответствующих СИЗО (апелляционное определение Иркутского областного суда от 15.06.2020 по делу № 33-4053/2020).
В любом случае учредитель общества, находящийся под стражей, вправе также обратиться к лицу, в производстве которого находится уголовное дело, с ходатайством о допуске в СИЗО конкретного нотариуса с целью совершения определенных нотариальных действий.