Утрата контроля в коллегиальных органах. Что делать, чтобы бизнес работал?

Не секрет, что небольшой бизнес – ​это бизнес людей. Крупный – ​капиталов. В больших компаниях элементы структуры управления часто взаимозаменяемы и отсутствие отдельных личностей не ведет к критическому ущербу для организации в целом. Иная ситуация с небольшими организациями. Они, как правило, держатся на индивидуальности своих бенефициаров и руководителей. Отсутствие одного-двух человек может привести к коллапсу принятия решений в рамках всей организации. С этого номера журнала начинаем цикл публикаций о том, как нивелировать последствия выбытия «ключевых фигур». В данной статье поговорим об утрате контроля в коллегиальных органах – ​правлении и совете директоров. Рассмотрим, что делать, если ключевое лицо скончалось или будет недоступно продолжительное время (в больнице, отбывает наказание и пр.).

По сложившейся традиции большая часть компаний, встраивающих в свои управленческие структуры коллегиальные органы управления, относится к акционерному типу. В ООО совет директоров (СД) и правление как коллегиальные органы встречаются не часто. В Законе об ООО 1 связанные с ними вопросы урегулированы скудно. Поэтому при анализе ситуации будем обращаться прежде всего к Закону об АО 2. Однако отметим, что регулирование отношений в ООО во многом идет по аналогии.

Представим, в хозяйственном обществе перестал выходить на связь один из членов коллегиального органа управления. Не появляется на совещаниях, не отвечает на запросы. Это может быть член совета директоров (наблюдательного совета) 3 или правления 4. Ситуация далеко не редкая. Особенно, когда вознаграждение за труды не предусмотрено или носит символический характер, а человек не заинтересован в результатах деятельности компании каким-то иным образом. Если оставшихся членов коллективного органа достаточно для принятия решений (кворум есть), то возникшая проблема просто игнорируется. Совет директоров (или правление) продолжает функционировать до момента окончания срока полномочий и затем члены переизбираются. Хуже обстоят дела, если выбыл из строя не один человек и в коллегиальном органе утрачивается кворум. Особенно это актуально для АО и ООО, где совет директоров или правление наделены значительными полномочиями. В результате в компании могут быть парализованы многие бизнес-возможности. В частности, окажется не реальным заключить на законных основаниях некоторые виды сделок (крупные, с заинтересованностью и т.п.). Выход в этой ситуации один – срочно восполнить состав коллегиального органа до его списочной величины. Как это можно сделать, покажем в таблице:

Коллегиальные органы АО ООО
Совет директоров «Доизбрание»5 не предусмотрено. Совет директоров подлежит полному расформированию и созданию заново. Срок полномочий такого СД будет длиться до следующего годового общего собрания акционеров Определяется уставом общества6. В уставе можно пойти по пути, предложенному законодателем для АО, либо предусмотреть возможность доукомплектования СД «до списочного» состава
Правление Если избрание правления находится в компетенции СД, он обязан распустить текущий состав правления и произвести формирование этого органа заново7 Если избрание правления находится в компетенции общего собрания акционеров, СД обязан распустить остатки правления, сформировать временное правление и начать подготовку к проведению внеочередного общего собрания акционеров8 Определяется уставом общества. Возможен любой вариант по усмотрению участников

Как видите, законодатель по-разному подходит к проблеме утраты возможности принятия решений коллегиальным органом управления ООО и АО. Степень свободы в ООО намного выше, чем в АО. ООО могут решить все вопросы в уставе. Для АО основные пути четко зафиксированы в законе. При этом коллегиальные органы управления в АО при утрате кворума, по сути, считаются «прекратившимися». А раз они «прекратились» – надо их создавать с нуля. Члены коллегиального органа не рассматриваются как отдельные субъекты принятия решений. У них нет собственных полномочий. А с потерей кворума утрачивается и сама возможность возникновения полномочий. Они возникают снова только вместе с новым органом. Поэтому одной из наиболее сложных для решения проблем в этой ситуации является определение момента, когда кворум утрачен, а также порядка фиксации данного факта.

Рассмотрим для начала конкретный практический пример.

Пример 1

Структура органов управления в АО «Трейдинг-групп» представлена следующим образом:

  • общее собрание акционеров;
  • совет директоров из 6 человек 9;
  • правление из 3 человек;
  • генеральный директор.

Ситуация, когда кворум в совете директоров будет утрачен, намного менее вероятна, чем утрата кворума в правлении, поскольку в первом больше членов. Но в уставе АО есть следующие положения:

  • в отношении совета директоров:

«2.5.2. Для проведения заседания совета директоров (кворум проведения заседания) на нем должны присутствовать не менее 5/6 избранных членов совета директоров»;

«2.5.4. Решение на заседании совета директоров (наблюдательного совета) общества считается принятым, если за него проголосовало не менее 5/6 от числа избранных членов совета директоров»;

  • в отношении правления:

«4.2.2. Для проведения заседания правления (кворум проведения заседания) на заседании должны присутствовать все члены правления.

Решение на заседании правления (кворум принятия решения) считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное большинство участвующих лиц. Квалифицированным большинством является большинство, составляющее 2/3 от числа избранных членов правления».

Таким образом, в АО «Трейдинг-групп» критичным является отсутствие 2 членов совета директоров и любого из членов правления. В дальнейшем из этого и будем исходить.

Утрата кворума в коллегиальном исполнительном органе – правлении

Представим следующую ситуацию. Случилось ДТП. В результате погиб один из членов правления и согласно уставу АО «Трейдинг-групп» правление утратило кворум для проведения заседаний. Как это может сказаться на деятельности компании? Зависит от того, какие полномочия были предоставлены правлению. Объем полномочий коллегиального исполнительного органа в АО определяется уставом 10. По сути, он «вычленяется» из общих полномочий единоличного исполнительного органа (генерального директора).

Например, в ПАО «МТС» 11 на откуп правлению отдано:

  • взаимодействие с дочерними компаниями;
  • подготовка и утверждение отчетов о деятельности компании для совета директоров и общего собрания акционеров;
  • определение позиции для голосования во всех компаниях, где ПАО владеет акциями, долями или паями;
  • участие в трудовых конфликтах;
  • создание филиалов и представительств и ряд других вопросов текущей...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Компания обезглавлена. Что делать, чтобы бизнес работал?

Любая небольшая организация держится на двух-трех ключевых фигурах. Эти люди принимают решения, их подписью эти решения претворяются в жизнь. Их отсутствие может привести к коллапсу принятия решений в рамках всей организации. Дадим ряд советов, как нивелировать последствия выбытия «ключевых фигур», если утрата контроля постоянная или временная. Расскажем, какие полномочия можно передать по доверенности, какие – ​невозможно. Когда потребуется нотариальная доверенность и как вернуть полномочия вернувшемуся директору. Приведем 8 различных образцов формулировок для документов, которые пригодятся на практике.

Готовимся к годовому собранию акционеров в условиях COVID-19: чек-лист и образцы документов

Пандемия коронавируса внесла свои правки в корпоративные процедуры. Изменились не только сроки проведения годового общего собрания акционеров – ​вместо 30 июня успеть необходимо теперь уже до 30 сентября, но и форма проведения. В этом году разрешено провести собрание заочно. Расскажем об изменениях, приведем чек-лист, который позволит проверить, не упустили ли вы чего при подготовке к проведению общего собрания, а также образцы документов, которые понадобится оформить.

Проводим годовое общее собрание акционеров в уcловиях COVID-19: чек-лист и образцы документов

Многие акционерные общества уже подготовились к годовым общим собраниям, и им предстоит финальный шаг – ​проведение собраний и оформление их результатов. Если подготовка к собранию включает в себя порядка семи этапов (о них мы говорили в прошлом номере журнала), то проведение собрания – ​всего три. Рассказываем, в какие сроки и какие документы необходимо составить; когда необходима счетная комиссия; может ли переноситься время открытия собрания и каковы особенности проведения годового общего собрания в форме заочного голосования. Приводим образцы документов, которыми можно воспользоваться на практике.

Как подготовиться к годовому общему собранию акционеров, чтобы избежать штрафа

Наступило время начала проведения годовых общих собраний акционеров. Требований к порядку их проведения много, нюансов, которые нужно учесть при подготовке, – ​тоже. Мы расскажем, как не совершить ошибку ценой 500 000–700 000 рублей (именно таким может быть штраф по КоАП РФ) и какие этапы нужно пройти, чтобы качественно подготовиться к собранию.

Компания обезглавлена. Что делать, чтобы бизнес работал?

Любая небольшая организация держится на двух-трех ключевых фигурах. Эти люди принимают решения, их подписью эти решения претворяются в жизнь. Их отсутствие может привести к коллапсу принятия решений в рамках всей организации. Дадим ряд советов, как нивелировать последствия выбытия «ключевых фигур», если утрата контроля постоянная или временная. Расскажем, какие полномочия можно передать по доверенности, какие – ​невозможно. Когда потребуется нотариальная доверенность и как вернуть полномочия вернувшемуся директору. Приведем 8 различных образцов формулировок для документов, которые пригодятся на практике.

Как подготовиться к годовому общему собранию акционеров, чтобы избежать штрафа

Наступило время начала проведения годовых общих собраний акционеров. Требований к порядку их проведения много, нюансов, которые нужно учесть при подготовке, – ​тоже. Мы расскажем, как не совершить ошибку ценой 500 000–700 000 рублей (именно таким может быть штраф по КоАП РФ) и какие этапы нужно пройти, чтобы качественно подготовиться к собранию.

Проводим годовое общее собрание акционеров в уcловиях COVID-19: чек-лист и образцы документов

Многие акционерные общества уже подготовились к годовым общим собраниям, и им предстоит финальный шаг – ​проведение собраний и оформление их результатов. Если подготовка к собранию включает в себя порядка семи этапов (о них мы говорили в прошлом номере журнала), то проведение собрания – ​всего три. Рассказываем, в какие сроки и какие документы необходимо составить; когда необходима счетная комиссия; может ли переноситься время открытия собрания и каковы особенности проведения годового общего собрания в форме заочного голосования. Приводим образцы документов, которыми можно воспользоваться на практике.

Готовимся к годовому собранию акционеров в условиях COVID-19: чек-лист и образцы документов

Пандемия коронавируса внесла свои правки в корпоративные процедуры. Изменились не только сроки проведения годового общего собрания акционеров – ​вместо 30 июня успеть необходимо теперь уже до 30 сентября, но и форма проведения. В этом году разрешено провести собрание заочно. Расскажем об изменениях, приведем чек-лист, который позволит проверить, не упустили ли вы чего при подготовке к проведению общего собрания, а также образцы документов, которые понадобится оформить.