Заказчиком оценки может быть любое из упомянутых в вопросе лиц, включая компанию «С».
Обоснуем. Обязательные требования к договору на проведение оценки установлены ст. 10 Федерального закона от 29.07.1998 № 135‑ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценке). Единственное установленное этой статьей ограничение, относящееся к заказчику оценки, состоит в том, что в отношении оценки объектов, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством РФ (ч. 5 ст. 10 Закона об оценке). Иных положений, устанавливающих требования к лицам, которые могут быть заказчиками оценки, ни указанный закон, ни иные нормативные акты не предусматривают. В частности, не может рассматриваться как ограничивающее принципиальную возможность тех или иных лиц выступать заказчиками оценки закрепленное в ст. 6 Закона об оценке право проведения оценки имущества субъектами, которым это имущество принадлежит. Запрета на оценку имущества лицами, которым оно не принадлежит, законодательство не содержит. Не связывает закон и достоверность отчета оценщика (ст. 12 Закона об оценке) с тем, по заказу какого лица проведена оценка. Пункт 2 ст. 1 и ст. 421 ГК РФ закрепляют свободу договора и позволяют участникам гражданского оборота заключать любые не противоречащие закону сделки. Поэтому при описанных в вопросе обстоятельствах заказчиком могут быть как потенциальные продавец и (или) покупатель, так и общество, доля в уставном капитале которого будет предметом договора купли-продажи (компания «С»).
Поскольку по общему правилу обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц), если договор на проведение оценки будет заключен потенциальным покупателем, то именно это лицо обязано будет:
- содействовать оценщику в своевременном и полном проведении оценки,
- создавать для этого соответствующие условия,
- предоставлять необходимые информацию и документацию,
- давать по устному или письменному запросу оценщика исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме,
- запрашивать необходимые для проведения оценки сведения у третьих лиц,
- а также оплачивать услуги оценщика (ч. 2 ст. 15.2 Закона об оценке).
Следовательно, в случае заключения договора потенциальным покупателем (компанией «Б») ни у потенциального продавца, ни у общества, долю в уставном капитале которого предполагается продать, не возникнет обязанности предоставлять оценщику либо заказчику оценки необходимые для проведения оценки документы и информацию. Тем самым возможность надлежащего исполнения потенциальным покупателем (компанией «Б»), заключившим указанный в вопросе договор, вышеперечисленных обязательств заказчика по договору на проведение оценки поставлена в зависимость от воли третьих лиц (компаний «А» и «С»). Напомним, что согласно ст. 14 Закона об оценке оценщик вправе отказаться от проведения оценки, если заказчик не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки. Это, на наш взгляд, означает, что при описанных обстоятельствах целесообразно, чтобы заказчиком оценки выступали компании «А» или «С».