Что, если последующий залогодержатель обратится в суд за взысканием задолженности и обращением взыскания на заложенное имущество первоначального залогодержателя

Вопрос
Две кредитные организации выдали денежные средства по договорам зай­ма с залогом одного и того же транспортного средства. Если последующий залогодержатель обратится в суд с требованием о взыскании задолженности и обращении взыскания на заложенное имущество первоначального залогодержателя (по первоначальному залогу в суд залогодержатель не обратился), будет ли вынесено решение об удовлетворении требования последующего залогодержателя об обращении взыскания на предмет залога?
Отвечает

Сами по себе приведенные обстоятельства не препятствуют удовлетворению требований последующего залогодержателя.

Если имущество, находящееся в залоге, становится предметом еще одного залога в обеспечение других требований (последующий залог), требования последующего залогодержателя удовлетворяются из стоимости этого имущества после требований предшествующих залогодержателей. Залогодатель обязан сообщать каждому последующему залогодержателю сведения о всех существующих залогах имущества, предусмотренные п. 1 ст. 339 ГК РФ, и отвечает за убытки, причиненные последующим залогодержателям вследствие невыполнения этой обязанности, если не докажет, что залогодержатель знал или должен был знать о предшествующих залогах (ст. 342 ГК РФ). Залогодатель, заключивший последующий договор залога, незамедлительно должен уведомить об этом залогодержателей по предшествующим залогам и по их требованию сообщить сведения о последующем залоге, предусмотренные п. 1 ст. 339 ГК РФ.

Если иное не предусмотрено законом, очередность удовлетворения требований залогодержателей устанавливается в зависимости от момента возникновения каждого залога (п. 1 ст. 342.1 ГК РФ). При этом как предшествующий, так и последующий залогодержатель вправе при наступлении предусмотренных законом обстоятельств требовать обращения взыскания на предмет залога. Закон не содержит положений, согласно которым право последующего залогодержателя обратить взыскание на предмет залога было бы поставлено в зависимость от реализации аналогичного права предшествующим залогодержателем либо прекращения предшествующего залога. Поэтому сами по себе описанные в вопросе обстоятельства не являются основанием для отказа судом в удовлетворении требований последующего залогодержателя.

Иными словами, обращение взыскания на заложенное имущество возможно и для удовлетворения требований кредитора-залогодержателя с более низким залоговым приоритетом (последующего залогодержателя). В таком случае при реализации заложенного имущества в целях удовлетворения требований этого залогодержателя его залог прекратится (подп. 4 п. 1 ст. 352 ГК РФ). А у предшествующего залогодержателя (залогодержателя с более высоким залоговым приоритетом) в силу п. 6 ст. 342.1 ГК РФ возникнет право потребовать одновременно досрочного исполнения обеспеченного залогом обязательства и обращения взыскания на это имущество. Если залогодержатель по предшествующему договору залога не воспользуется этим правом, имущество должника при реализации перейдет к его приобретателю с обременением предшествующим залогом.

Оценить вопрос
s
В избранное
Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала только в мае + 10% по промокоду на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Что учесть при запуске программы лояльности и начислении бонусных баллов

Что такое программа лояльности? Есть ли у нее какие-то ограничения? Какие условия можно в ней установить и как при этом не потерпеть убытки от клиентов? Что сделать, чтобы не допустить ситуации, когда суд взыскивает с предпринимателя убытки в размере неначисленных бонусных баллов? Подпадает ли неначисление баллов по программе лояльности под защиту прав потребителей? Можно ли полностью отказаться от начисления баллов, а также аннулировать имеющиеся? С какими требованиями может обратиться клиент в суд, если его не устроит что-то в бонусной программе? И как ему противостоять?

Риски использования факсимиле

В предыдущих номерах журнала мы рассказали, когда можно использовать факсимиле и как в документах прописать его применение. Теперь поговорим о документах, на которых факсимиле ставить нельзя, а также рисках его использования, например, в случае делегирования полномочий. Анализ судебной практики поможет сделать важные для работы выводы.

Третейская оговорка в договоре

Нередко стороны согласовывают при заключении договора (или в дальнейшем) третейскую оговорку. Но, как показывает практика, такая оговорка не всегда срабатывает, поскольку ошибочность формулировок или нарушение порядка ее согласования «обнуляет» ее в глазах суда, который может отказать в выдаче исполнительного листа на решение третейского суда. Наша подборка судебной практики поможет выявить наиболее распространенные ошибки. Зная их, сможете быть более эффективными в работе и защитить интересы своей стороны в договоре, вооружившись нужными аргументами.

Считаются ли заявки на поставку, отправленные по e-mail, оформленными надлежащим образом?

Считаются ли заявки, направляемые по электронной почте (на указанные в договоре адреса) во исполнение рамочного договора поставки, надлежащим образом оформленными, если они не содержат подписей покупателя и поставщика?

Коммерческий кредит с процентами: как прописать в договоре

В гражданском обороте обычной практикой является предоставление поставщиками и исполнителями своим клиентам отсрочки или рассрочки платежа за реализуемые по договорам товары, работы или услуги с фиксацией общего лимита финансирования, а также срока или графика, в рамках которых покупатель или заказчик могут не вносить оплату. Покупатель со своей стороны тоже может проавансировать поставщика, перечислив ему всю или часть оплаты до момента отгрузки товара, в результате чего поставщик оперативно получает средства для пополнения своих оборотных активов. По общему правилу такое пользование деньгами является бесплатным, однако в своем договоре стороны могут предусмотреть и иное. Расскажем, что представляет собой коммерческий кредит, когда он возможен и на каких условиях, а также дадим советы, как прописать его в договоре, чтобы вторая сторона не могла оспорить взыскание с нее процентов. Тем более что сейчас в условиях, когда партнеры сплошь и рядом просят отсрочку и рассрочку по оплате, кредиторам стоит заранее позаботиться о своих интересах и заложить в договоры выгодные для них условия. А покупателям, перечислившим аванс, желательно подстраховаться на случай недобросовестности поставщиков.

Когда можно использовать факсимиле

Поговорим о практике работы с факсимиле, а также допустимой сфере применения этого способа подписания документов. Как договариваться об уместности факсимиле на документах? Что делать, если соглашение об этом с контрагентом не подписано, а факсимиле уже вовсю используется? Как и когда составлять такие соглашения? Как данную договоренность можно отразить в заключаемом договоре? И наоборот – ​как в нем сформулировать запрет на использование сторонами факсимиле? Что делать, если вы получили документ-оферту или акцепт, подписанный факсимиле? Каковы особенности в сфере госзакупок? Даем образцы формулировок для договоров в различных ситуациях и пример соглашения об использовании факсимиле, которым можно воспользоваться на практике.

Франчайзинг. Суды о том, почему важно читать договор

В последние годы франчайзинг как форма ведения бизнеса набирает обороты: все охотнее, особенно начинающие предприниматели, открывают рестораны, магазины, пекарни, школы и т. п. по «готовой схеме» франчайзинга (франшизе). При этом мало кто задумывается о том, что такая деятельность при всех ее преимуществах несет и множество рисков, ведь франчайзинг выступает как своеобразное «кредитное плечо»: он помогает в раскрутке бизнеса, но и одновременно становится дополнительным бременем, когда что-то «сбивается со сценария». Неудивительно: суды регулярно рассматривают споры между правообладателями (франчайзерами) и пользователями (франчайзи). Мы проанализировали эти споры за последние годы и рассказываем о подводных камнях, на которые могут натолкнуться стороны во франчайзинге, особенно франчайзи.

Считаются ли заявки на поставку, отправленные по e-mail, оформленными надлежащим образом?

Считаются ли заявки, направляемые по электронной почте (на указанные в договоре адреса) во исполнение рамочного договора поставки, надлежащим образом оформленными, если они не содержат подписей покупателя и поставщика?