Как учесть в налоговом учете расходы на услугу по анализу состояния бухгалтерского учета?

Вопрос
Организация заключила договор об оказании услуг по анализу состояния бухгалтерского учета за три предыдущих года. Результаты оказания услуг предоставляются в одном экземпляре в виде письменного анализа состояния бухгалтерского учета и акта об оказанных услугах (аналог аудита, только без предоставления лицензии на аудиторскую деятельность). Как можно учесть эти расходы в налоговом учете? Включаются ли они в состав затрат по налогу на прибыль?
Отвечает

Документально подтвержденные расходы на приобретение услуг по анализу состояния бухгалтерского учета могут быть учтены в целях налогообложения при условии, что организация подтвердит их экономическую оправданность и направленность на получение дохода.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные (п. 2 ст. 252 НК РФ). Так, на основании подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения к прочим расходам, связанным с производством и/или реализацией, относятся расходы на аудиторские услуги.

Между тем согласно ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307‑ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторской деятельностью (аудиторскими услугами) признается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. При этом в силу ст. 3–4 Закона № 307‑ФЗ аудиторская организация – ​это коммерческая организация, являющаяся членом саморегулируемой организации аудиторов. Аудитор – ​физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом саморегулируемой организации аудиторов. Таким образом, аудиторские услуги могут быть оказаны только лицами, являющимися членами саморегулируемой организации аудиторов. Как мы поняли в рассматриваемой ситуации, услуги оказаны лицом, которое членом саморегулируемой организации аудиторов не является.

Вместе с тем на основании подп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены расходы на юридические и информационные услуги, а на основании подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ – ​расходы на консультационные и иные аналогичные услуги.

При этом никаких ограничений относительно конкретного вида указанных услуг положениями НК РФ не предусмотрено. Поэтому если произведенные организацией расходы на консультационные и иные аналогичные услуги соответствуют критериям ст. 252 НК РФ, то такие документально подтвержденные расходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке (см. письма Минфина России от 01.06.2016 № 03-07-11/31508, от 06.10.2014 № 03-03-06/1/49967, от 14.05.2015 № 03-03-06/2/27536).

Датой их признания в налоговом учете согласно подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ является одна из следующих дат:

  • дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров,
  • дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов,
  • или последний день отчетного (налогового) периода (письма Минфина России от 13.10.2017 № 03-03-06/1/67063, от 22.05.2015 № 03-03-06/1/29535).

Кроме того, перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в налоговом учете любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, которые прямо не поименованы в ст. 270 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 252 НК РФ под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При оценке соответствия осуществленных затрат указанным критериям следует принимать во внимание правовые позиции, выраженные в определениях Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 № 320-О-П и № 366-О-П, постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Из них, в частности, следует, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.

Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что документально подтвержденные расходы на приобретение услуг по анализу состояния бухгалтерского учета могут быть учтены в целях налогообложения при условии, что организация подтвердит их экономическую оправданность и направленность на получение дохода. Иными словами, налогоплательщику нужно доказать, что несение этих затрат в его ситуации необходимо, так как в конечном итоге они повлекут за собой получение экономических выгод.

Полагаем, что в данном случае расходы организации на осуществление услуг по анализу состояния бухгалтерского учета могут быть необходимы для принятия каких-либо управленческих решений и в связи с этим могут быть признаны обоснованными. Но при условии соответствия цены на данные услуги рыночному уровню цен на аналогичные услуги и наличия надлежащего документального подтверждения расходов:

  • договор, акт об оказании услуг;
  • представленное исполнителем заключение по анализу;
  • мотивированное решение директора о необходимости проведения данного анализа;
  • служебные записки бухгалтера, поясняющие цель проведения этого анализа, и т. п.

Привлечение эксперта, проводящего анализ состояния бухгалтерского счета, на наш взгляд, также можно расценивать как проявление должной осмотрительности в плане возможности избежать ошибок, связанных с исчислением налогов и отражением фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете. Иными словами, рассматриваемые затраты имеют своей целью предупреждение негативных финансовых последствий для налогоплательщика, связанных с начислением штрафов и иных санкций за неверное ведение бухгалтерского и налогового учета.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Анализ налоговиками деятельности налогоплательщиков в 2026 г

С 2026 г. налоговые органы наделяются новыми полномочиями. Они не вносят принципиальных изменений в подходы к проведению налогового контроля, но продолжают общую государственную политику на максимально возможное (с учетом положений о налоговой тайне) раскрытие информации о налогоплательщиках. По новым правилам налоговые органы будут анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), предоставляя эту информацию всем заинтересованным лицам. Разбираем новые полномочия налоговиков, а также реальные возможности по проверке контрагентов, которые есть уже сейчас.

Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику

Несмотря на четкую процессуальную регламентацию налоговых процедур в НК РФ, на практике возникает большое количество споров и разногласий в трактовке действующих норм со стороны налоговых органов и налогоплательщиков. В особенности когда речь идет о признании незаконными ненормативных (или нормативных) актов налоговых органов, действий (или бездействия) их должностных лиц в результате допущенных нарушений процессуальных сроков. Анализируем судебные тенденции и свежую практику по делам, где фигурируют нарушения сроков со стороны налоговиков при проведении и оформлении результатов налоговых проверок (в том числе, когда это влияет на признание безнадежной ко взысканию суммы налоговой задолженности). Затрагиваем и ряд других часто встречающихся нарушений (например, отсутствие необходимых подписей на акте проверки, необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки).

Как определить, что сообщение от ИФНС является фейковым?

Все чаще территориальные налоговые инспекции сообщают о распространении ложных запросов и сверок от их имени. Узнаете, на что обратить внимание при поступлении запроса от налогового органа, что должно насторожить и как проверить его реальность.

Экспертизы при разрешении налоговых споров

Какую роль экспертное заключение играет в налоговом споре? Какие экспертизы могут быть назначены судом или проведены налогоплательщиком до суда? Как суды относятся к экспертным заключениям, подготовленным стороной спора до начала судебного процесса или повторно, к рецензиям на экспертизы? Когда судьи откажутся принимать экспертное заключение в качестве доказательства, а когда примут его без сомнений? Может ли суд учесть в качестве доказательств выводы экспертиз, проведенных в рамках уголовных дел?

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Анализ налоговиками деятельности налогоплательщиков в 2026 г

С 2026 г. налоговые органы наделяются новыми полномочиями. Они не вносят принципиальных изменений в подходы к проведению налогового контроля, но продолжают общую государственную политику на максимально возможное (с учетом положений о налоговой тайне) раскрытие информации о налогоплательщиках. По новым правилам налоговые органы будут анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), предоставляя эту информацию всем заинтересованным лицам. Разбираем новые полномочия налоговиков, а также реальные возможности по проверке контрагентов, которые есть уже сейчас.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.