В соответствии с п. 2 ст. 1 и ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
На случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме – штраф или в виде периодически начисляемого платежа – пени (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке должно быть заключено в письменной форме по правилам, установленным п. 2, 3 ст. 434 ГК РФ, независимо от формы основного обязательства (ст. 331 ГК РФ, п. 60, 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств»).
Условия договора могут содержаться не только в тексте единого договора-документа, подписанного сторонами. Договорные условия могут:
- определяться в том числе путем отсылки:
- к примерным условиям договоров (ст. 427 ГК РФ) или
- к условиям, согласованным предварительно в процессе переговоров сторон о заключении договора,
- а также содержаться в ранее заключенном предварительном (ст. 429 ГК РФ) или рамочном договоре (ст. 429.1 ГК РФ) (см. п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»).
Полагаем, ничто не препятствует сторонам включить в договор условие, по которому к отношениям сторон применяются требования, зафиксированные во внутреннем документе заказчика (включая требования к оформлению путевого листа), и за их нарушение подрядчик уплачивает неустойку.
С 01.03.2023 вступил в силу приказ Минтранса РФ от 28.09.2022 № 390, которым был изменен Состав сведений, подлежащих отражению в путевом листе. В частности, к сведениям о водителе, которые должны включаться в путевой лист, с указанной даты относятся:
- не только фамилия, имя и отчество (при наличии),
- но также серия, номер и дата выдачи водительского удостоверения, страховой номер индивидуального лицевого счета (п. 6 Состава сведений, подлежащих отражению в путевом листе).
Обязанность по надлежащему оформлению путевого листа, являясь публично-правовой, не может быть поставлена в зависимость от условий договора. Стороны не могут предусмотреть, что содержание путевого листа определяется требованиями утратившего силу нормативного правового акта.
Отсутствие обязательных сведений в путевом листе может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.3, ч. 4 ст. 14.1.2, ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ (см., например, постановления Головинского районного суда г. Москвы от 13.12.2023 по делу № 05-1238/2023, Локтевского районного суда Алтайского края от 01.02.2024 по делу № 5-2/2024).
Однако решение вопроса о наличии правовых оснований требовать от подрядчика уплаты неустойки при описанных обстоятельствах, на наш взгляд, должно приниматься исходя из формулировок, использованных в договоре и упомянутом ЛНА. Если требование о составлении путевых листов по правилам, предусмотренным приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368, на момент выявления нарушения сохранилось в неизменном виде, а неустойка предусмотрена договором именно за нарушения требований ЛНА, формальных оснований требовать от подрядчика уплаты такой неустойки не имеется. Правоприменительной практики, где бы рассматривались аналогичные ситуации, мы не обнаружили. В случае возникновения спора окончательный ответ на вопрос о наличии у заказчика оснований требовать от подрядчика уплаты неустойки может дать лишь суд.
Напомним, что в силу ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если эти правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора.
При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся в отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон. При неясности и невозможности установить действительную общую волю сторон иным образом толкование условий договора осуществляется в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия. Пока не доказано иное, предполагается, что такой стороной было лицо, профессионально осуществляющее деятельность в соответствующей сфере, требующей специальных познаний (смотрите п. 45 Постановления Пленума ВС РФ № 49).
Поэтому в случае передачи спора на рассмотрение суда именно суд должен будет принять окончательное решение на основе сделанной им оценки условия договора о неустойке и условия Положения о порядке оформления путевых листов, которое по существу должно рассматриваться как часть заключенного договора. Нельзя исключить, что суд истолкует эти условия в совокупности как предусматривающие неустойку за нарушение установленного действующими нормативными правовыми актами порядка оформления путевых листов. Однако однозначно оценить перспективу судебной оценки упомянутых условий мы не можем.