Top.Mail.Ru

Предрейсовый (предсменный) контроль технического состояния транспортных средств юридического лица

Вопрос
Юридическое лицо (общество) использует в деятельности легковые автомобили только для перевозки своих сотрудников. Обязано ли такое общество проводить предрейсовый (предсменный) контроль технического состояния транспортных средств и делать об этом отметку в путевом листе?
Отвечает

Приказ Минтранса России от 08.08.2018 № 296 утвердил Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств (далее – Порядок, Приказ Минтранса России). Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что он является обязательным:

  • для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки);
  • для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд).

Из буквального толкования указанной нормы следует, что и в случае осуществления перевозок сотрудников для собственных нужд легковыми автомобилями организации необходимо обеспечить проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

Однако, на наш взгляд, такое требование приказа является неправомерным. Дело в том, что в соответствии с преамбулой данного документа он принят во исполнение п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Но этот нормативный акт содержит формулировку, существенно отличающуюся от использованной в приказе: так, при осуществлении перевозок для собственных нужд контроль технического состояния требуется осуществлять только в случае использования для этих целей автобусов и грузовых автомобилей. Соответственно, Приказ Минтранса России существенно (и необоснованно, поскольку федеральный закон имеет большую юридическую силу) расширяет сферу применения Порядка.

Отметим, что Конституционный Суд РФ в определении от 29.01.2019 № 234-О использовал формулировку п. 2 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения: «…из действующего правового регулирования следует, что требования, касающиеся… проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, обязательны как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями и в связи с этим обязанных организовать проведение указанных осмотров водителей и транспортных средств, так и для водителей…».

На основании изложенного полагаем, что в случае попыток привлечения юридического лица к административной ответственности в связи с несоблюдением требований Порядка судебные перспективы для организации благоприятны. Вместе с тем, если ставится задача не допустить самой возможности предъявления подобных претензий со стороны контролирующих органов, юридическое лицо может принять меры для организации проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств. В этом случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в п. 10–11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

ОСАГО: ТОП-4 проблем потерпевших в ДТП

Попасть в ДТП не хочет никто. Но мало кому удается избежать этой участи. Конечно, большинство аварий обходятся без тяжелых последствий. Вот только с учетом сегодняшних цен на автозапчасти даже небольшое ДТП часто оборачивается невероятно дорогим ремонтом. Дисциплинированных водителей от финансовых затрат должно защищать ОСАГО. Но это в теории. А на практике потерпевшие автомобилисты сталкиваются со множеством проблем. Поговорим о самых распространенных трудностях, а главное – ​о способах их решения. Дадим образцы досудебной претензии о компенсации ущерба, причиненного ДТП, и иска в суд, а также отдельный вариант формулировки для иска на случай, если страховая компания компенсировала часть ущерба.

Кто ответит за повреждения машины, полученные после ее сдачи в ремонт

Заказчик сдал машину в ремонт. Машина находилась на открытой площадке. Во время града капот и лобовое стекло автомобиля были повреждены. Кто в данном случае несет ответственность и будет оплачивать ремонт: исполнитель, который принял машину на ремонт, или заказчик?

Как ООО передать работнику для управления арендованное транспортное средство?

ООО владеет транспортными средствами (ТС) на праве собственности, а также на праве аренды. По ТС, принадлежащим ООО, были выданы доверенности работникам на право управления, представления интересов в ГИБДД, СТО и штраф-стоянках. Как поступить в отношении ТС, арендованных у арендодателей (ИП, ООО, физических лиц)? Кем именно выдаются доверенности на право управления ТС и представления интересов в ГИБДД, СТО и штраф-стоянках – ​арендодателем или арендатором? Какие документы рекомендуется иметь водителю при эксплуатации ТС по договору аренды (договор, доверенность, ПТС, полис ОСАГО и т. д.)?

Если возмещение по ОСАГО не покрыло ущерб от ДТП

Возможно ли взыскание убытков с виновника ДТП в случае, если выплата страхового возмещения по ОСАГО не покрыла причиненный ущерб?

ОСАГО: ТОП-4 проблем потерпевших в ДТП

Попасть в ДТП не хочет никто. Но мало кому удается избежать этой участи. Конечно, большинство аварий обходятся без тяжелых последствий. Вот только с учетом сегодняшних цен на автозапчасти даже небольшое ДТП часто оборачивается невероятно дорогим ремонтом. Дисциплинированных водителей от финансовых затрат должно защищать ОСАГО. Но это в теории. А на практике потерпевшие автомобилисты сталкиваются со множеством проблем. Поговорим о самых распространенных трудностях, а главное – ​о способах их решения. Дадим образцы досудебной претензии о компенсации ущерба, причиненного ДТП, и иска в суд, а также отдельный вариант формулировки для иска на случай, если страховая компания компенсировала часть ущерба.

Кто осуществляет ремонт и несет ответственность за повреждение автомобиля при оказании услуг по управлению транспортным средством

Между ООО и физическим лицом заключен договор оказания услуг по управлению транспортным средством. Кто должен осуществлять текущий и капитальный ремонт, а кто нести ответственность за повреждение автомобиля?

Если возмещение по ОСАГО не покрыло ущерб от ДТП

Возможно ли взыскание убытков с виновника ДТП в случае, если выплата страхового возмещения по ОСАГО не покрыла причиненный ущерб?

Кто ответит за повреждения машины, полученные после ее сдачи в ремонт

Заказчик сдал машину в ремонт. Машина находилась на открытой площадке. Во время града капот и лобовое стекло автомобиля были повреждены. Кто в данном случае несет ответственность и будет оплачивать ремонт: исполнитель, который принял машину на ремонт, или заказчик?