Top.Mail.Ru

Ремонт и возврат сломанного автомобиля в автосалон

Сравниваем плюсы и минусы покупки автомобиля гражданами в кредит и организациями в лизинг. Рассказываем, какие преимущества дает генеральному директору и собственнику бизнеса покупка автомобиля в личную собственность в качестве потребителя вместо покупки на юрлицо. В частности, в какой суд в случае чего можно обратиться, каков будет размер госпошлины, каким образом рассчитываются сроки возврата и гарантийного ремонта, есть ли возможность вернуть потраченные средства в 100% размере и даже больше. Приводим образец требования гражданина в адрес компании-продавца о безвозмездном устранении существенного недостатка товара, которым можно воспользоваться на практике.

Среди руководителей, фактических собственников компаний, бухгалтеров и юристов ходит устойчивый миф о том, что выгоднее покупать автомобиль на юридическое лицо (в т. ч. в лизинг). Обычно озвучиваются следующие плюсы. Во-первых, можно принять к вычету «входной» НДС при покупке машины. Во-вторых, можно отнести лизинговые платежи на расходы и уменьшить налог на прибыль. Однако доводы о выгоде логичны, пока автомобиль не начинает ломаться и новый владелец захочет его отремонтировать или вернуть деньги. И тогда после поломки выясняется, что автомобиль, оформленный на юридическое лицо – ​это настоящая головная боль. Если же купить машину как потребитель (и оформить ее на физическое лицо), то можно пользоваться нормами закона о защите прав потребителей, который дает покупателю – ​физическому лицу, приобретающему и использующему товары исключительно для личных, семейных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, ощутимые выгоды.

Разберем подробнее на первый взгляд неочевидные преимущества для оформления сделок физическими лицами.

Выбор суда и расходы по оплате госпошлины

Потребитель – ​физическое лицо имеет право выбора, куда подать иск:

  • по месту нахождения ответчика,
  • по месту заключения договора
  • либо по месту своего жительства (п. 2 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»1, ч. 7 ст. 29 ГПК РФ).

Организации2  же обязаны подавать иск только по месту нахождения ответчика, то есть автосалона (ст. 35 АПК РФ).

Естественно, судиться у себя «дома» гораздо удобнее. Не нужно тратить деньги на проезд до суда, гостиницу и пр.

Далее. Потребитель при стоимости машины, например не превышающей 1 млн рублей, при подаче иска в суд общей юрисдикции может не платить госпошлину, так как иски до этой суммы для потребителей госпошлиной не облагаются (подп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 НК РФ). Если автомобиль стоит, скажем, 12 млн рублей и выше, то потребитель платит максимальную пошлину 60 000 рублей и на этом все (подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Юридические лица, имеющие такой же автомобиль стоимостью до 1 млн рублей, при подаче иска в арбитражный суд заплатят 23 000 рублей (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Если же автомобиль стоит 12 млн рублей и больше, то госпошлина составит минимум 83 000 рублей, а максимум 200 000 рублей (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Что называется, делайте выводы!

Повод обратиться за ремонтом и возвратом автомобиля и сроки для защиты своих прав

Потребитель, обнаруживший любой дефект в автомобиле, может вернуть его в течение 15 дней со дня покупки (абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Юридические лица этого сделать не могут (ст. 475 ГК РФ).

Для потребителей установлен предельный срок гарантийного ремонта – ​45 дней. Если он будет нарушен, можно отказаться от автомобиля и потребовать возврата денег или новую машину (абз. 10 п. 1 ст. 18, ст. 20 Закона о защите прав потребителей). Организации же не могут отказаться от договора в течение 45 дней, если иной срок не прописан в договоре. Более того, в договоре с организацией можно указать любой срок гарантийного ремонта. Это может быть и 70, и 90, и сколько угодно больше дней (ст. 475 ГК РФ).

У потребителя-гражданина есть еще одно основание вернуть автомобиль – ​если из-за неоднократных ремонтов им нельзя было пользоваться более 30 дней в период гарантийного срока (абз. 11 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Юрлица таким правом не наделены (ст. 475 ГК РФ).

Как видите, у физлиц в отличие от организаций есть 3 дополнительных повода вернуть сломанный автомобиль. Но и это еще не все.

Потребитель может вернуть автомобиль даже после того, как истекла гарантия. Для них установлен дополнительный срок – ​срок службы автомобиля, в течение которого изготовитель машины должен делать бесплатный ремонт существенных недостатков в течение 20 дней или вернуть деньги (п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей). Срок службы по общему правилу составляет 10 лет (ст. 6 Закона о защите прав потребителей). Причем организации не могут предъявлять требования по сроку службы, так как для них он не предусмотрен (ст. 470–473 ГК РФ).

На практике это имеет очень серьезные последствия.

Пример 1

К нам обратилась организация, на которую был оформлен дорогой автомобиль. Через 3 года гарантии у авто сломался двигатель. К сожалению, руководство компании пришлось разочаровать, поскольку ремонтировать машину за несколько миллионов рублей им пришлось за свой счет, так как гарантия закончилась и им никто ничего не должен.

В то же время к нам обратился гражданин со схожей проблемой. Сломался двигатель, как только истекла гарантия. Нам удалось добиться от импортера бесплатного ремонта, а также возмещения всех расходов: на транспортировку, юриста, эксперта. Для этого мы подали требование на ремонт импортеру автомобиля, который указан в паспорте транспортного средства, найдя в открытом доступе его юридический адрес.

У компании было 20 дней на ремонт с учетом транспортировки. В итоге ремонт сделали за 40 дней, но автомобиль возвращать мы не стали, поскольку клиент очень хотел его сохранить. Образец реальной претензии к импортеру автомобиля см. в конце статьи.

Больше возможностей по реальному получению денег

Потребитель может вернуть автомобиль на выбор – ​автосалону или изготовителю (импортеру) автомобиля (п. 2–3 ст. 18, п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей). Так что, если автосалон закрылся, для потребителя это не страшно, для претензий всегда есть изготовитель.

Организации же могут вернуть автомобиль только продавцу-автосалону, поэтому если тот закроется, то можно остаться со сломанной машиной (ст. 475 ГК РФ).

Больше денежных компенсаций

Потребитель же может получить:

1) разницу в стоимости с новой машиной (п. 4 ст. 24 Закона о защите прав потребителей);

2) компенсацию всех процентов по потребительскому автокредиту (п. 6 ст. 24 Закона о защите прав потребителей);

3) неустойку 1% в день от стоимости нового автомобиля (п. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей);

4) штраф 50% от всех сумм, которые будут присуждены (абз. 1 п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Приведем пример судебного решения из нашей практики.

Судебная практика

Потребитель обратился в суд в связи с тем, что в течение 15 дней после покупки автомобиля он обнаружил неоговоренный недостаток в б/у автомобиле и потребовал:

  • стоимость автомобиля по договору купли-продажи;
  • проценты по потребительскому кредиту;
  • неустойку за просрочку требований о возврате денежных средств;
  • штраф;
  • компенсацию морального вреда;
  • расходы по оплате услуг представителя;
  • расходы на досудебную экспертизу;
  • расходы по уплате госпошлины.

Суд требования истца удовлетворил частично, снизив лишь размер неустойки и морального вреда (решение Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 15.06.2022 по делу № 2-168/2022).

Исходя из изложенного, полагаем, что выгоднее покупать автомобиль именно в статусе потребителя – ​к чему и призываем читателей.

А теперь приведем образец требования о безвозмездном устранении существенного недостатка товара, которым можно воспользоваться на практике, чтобы разрешить спор без суда.

Пример 2. Требование гражданина к компании-изготовителю о безвозмездном устранении существенного недостатка товара

Сноски 2

  1. Далее – ​Закон о защите прав потребителей. Вернуться назад
  2. Сюда же можно отнести и индивидуальных предпринимателей, которые приобретают автомобиль и используют его для предпринимательской деятельности. Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как борются с навязыванием потребителям дополнительных услуг

На практике компании сплошь и рядом навязывают потребителям дополнительные платные услуги с целью получения максимальной выручки. Между тем потребитель не должен быть ограничен в выборе заказываемых услуг и всегда вправе отказаться от получения тех платных услуг, которые не представляют для него интереса. Объясняем, как потребителю защищать себя в подобных случаях и какие правовые инструменты для этого можно использовать. В частности, разбираем разные ситуации с навязыванием дополнительных медуслуг (в том числе когда речь идет о платных услугах при обращении за медпомощью в рамках ОМС) и услуг страхования. Статья поможет и компаниям, которые оказывают потребителям услуги, – ​избежать рисков привлечения к ответственности по основаниям, по которым судебной практикой уже давно выработаны свои подходы.

Как загадать желание, чтобы оно сбылось

Новый год – ​теплый и семейный праздник. Хочется волшебства, доброты, исполнения желаний. Тем более так удобно что-то планировать на будущий год и потом претворять это в жизнь. Почему мы верим, что новогоднее желание исполнится? Как формулировать желания, чтобы они претворились в жизнь? Нужно ли что-то для этого делать, а не только посылать мысли в космос? Поговорим о том, как самому воплотить в жизнь новогоднюю сказку.

Гендерные праздники: мальчики налево, девочки направо!

Рассказываем об истории возникновения праздников – ​Дня защитника Отечества (23 Февраля) и Международного женского дня (8 Марта), а также как они перестали нести изначально заложенную в них цель и стали чисто гендерными; как это связано с мизогинией и мизандрией. Приводим аргументы тех, кто поддерживает необходимость отмечать праздники, и тех, кто против. Будет о чем поговорить за чашкой чая с родными, коллегами и друзьями! А еще даем советы, как нетривиально отметить оба праздника в рабочем коллективе, чтобы сохранить и приумножить хорошие отношения.

Суды о защите прав потребителей

Защите прав потребителя традиционно уделяется повышенное внимание. Ведь такие права напрямую коррелируются с обязанностями бизнеса. Мы отобрали и проанализировали несколько интересных правовых позиций из обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023) и свежей практики нижестоящих судов. Рассказываем на примерах конкретных судебных дел и разъяснений высшего суда страны, почему даже после расторжения договора купли-продажи или без его заключения гражданин может рассчитывать на нормы закона о защите прав потребителей; как снизить риски при дистанционной торговле, какие условия продажи целесообразно включить в информацию для покупателей на сайте, чтобы при необходимости отстоять свои интересы в суде; как грамотно прописать возможность аннулирования заказа или изменения цены; в каком случае придется вернуть покупателю часть уплаченной абонентской платы.

Имущественные последствия супружеской неверности: заключаем брачный договор

Закон предоставляет супругам возможность изменить действующий по умолчанию режим совместной собственности путем заключения брачного договора в соответствии со ст. 42 СК РФ. По условиям контракта они вправе установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из них, а также предусмотреть такой режим в отношении будущего имущества. В т. ч. предусмотреть определенные имущественные последствия на случай недобросовестного поведения одного из супругов или каждого из них (измены, пьянство, хулиганские действия и пр.). А еще можно заключить с одним и тем же лицом не один брачный договор, а два. Но тогда могут возникнуть сложности. Рассказываем, как их преодолеть.

Как взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами

Рассказываем о взыскании процентов по ст. 395 ГК РФ. Когда можно начислить проценты на сумму долга? За нарушение каких обязательств? Можно ли выбрать между процентами за пользование чужими денежными средствами и договорной неустойкой? Как рассчитать проценты? Каков срок исковой давности для их взыскания? Каков порядок взыскания и что необходимо доказать в суде? Когда досудебный порядок будет считаться соблюденным?

Гендерные праздники: мальчики налево, девочки направо!

Рассказываем об истории возникновения праздников – ​Дня защитника Отечества (23 Февраля) и Международного женского дня (8 Марта), а также как они перестали нести изначально заложенную в них цель и стали чисто гендерными; как это связано с мизогинией и мизандрией. Приводим аргументы тех, кто поддерживает необходимость отмечать праздники, и тех, кто против. Будет о чем поговорить за чашкой чая с родными, коллегами и друзьями! А еще даем советы, как нетривиально отметить оба праздника в рабочем коллективе, чтобы сохранить и приумножить хорошие отношения.

Как правильно назвать процессуальный документ?

Читатели нередко интересуются, как правильно назвать тот или иной процессуальный документ. Просьба перед судом – ​это ходатайство или заявление? А как именовать документ об отзыве ходатайства? Как называется документ, уточняющий или дополняющий иск? Как правильно оформить письменное несогласие с позицией противной стороны и можно ли подать «возражение на возражение»? Давайте разбираться.