Как защититься от потребительского терроризма

Как известно, на страже интересов потребителей стоят не только различные государственные органы (Роспотребнадзор, полиция, прокуратура), но и специализированные общества, которые устраивают свои собственные «проверки». Причем для таких обществ выявление нарушений со стороны компаний – доходный бизнес. Разберемся, можно ли защититься от таких «проверяющих».

Не секрет, что проверки разнообразных контролирующих органов – головная боль для любого бизнеса. Но помимо проверяющих из государственных органов компаниям также приходится иметь дело с обществами по защите прав потребителей, которые устраивают свои собственные «проверки». Расскажем, как ­компании могут защитить себя от таких «проверяющих».

За счет чего они живут

Для обществ по защите прав потребителей (далее – общества) проведение «проверок» и выявление нарушений со стороны компаний является собственным доходным бизнесом. Чем больше у них выигранных судебных дел, тем больше денег они смогут получить с проигравших компаний. Это связано с тем, что 50% от всех присужденных в пользу потребителей денежных сумм поступают на счет обществ в виде штрафов. Взыскиваются они в случаях, когда компания отказывается удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке (п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее – Закон № 2300-1).

Соответственно, чем выше сумма исковых требований потребителя к компании, тем большую сумму в качестве штрафа общество может отсудить в свою пользу. Базой для его расчета выступают все присужденные в пользу потребителя суммы: предоплата, неустойка, штрафные ­проценты, компенсация убытков, морального вреда и др.

Общества могут выступать в защиту прав потребителей, которые к ним обращаются за помощью, в самых различных сферах: от мелких бытовых покупок до кредитования и страхования. Иными словами, общества могут «работать» в различных сегментах потребительского рынка. Часто они занимаются защитой прав потребителей не в одной, а сразу в нескольких сферах (разумеется, при наличии необходимых ­материальных ресурсов, штата сотрудников).

Нет нарушений – нет и расходов

Чтобы избежать начисления штрафа и не давать зарабатывать обществам, компаниям не следует нарушать права потребителей – своих клиентов. Кроме того необходимо реагировать на все их обращения, своевременно предоставлять ответы, не ­доводить возникающие конфликты и разногласия до суда.

Следует учитывать, что общество может получить с компании только штраф, и ничего больше. Если в ходе рассмотрения дела выяснится, что оснований для взыскания штрафа нет, общество потеряет интерес к делу и, возможно, откажется от иска. В такой ситуации компания сможет взыскать с общества расходы на оплату услуг представителя. На этот счет в судебной практике отмечается, что прекращение производства по делу в связи с отказом от иска дает ответчику право требовать возмещения понесенных им ­судебных издержек (определение ВС РФ от 26.03.2013 № 53-КГ12-18).

Расходы на юристов не компенсируются

Общество для представления своих интересов в суде может привлечь адвоката или иного представителя, однако расходы на оплату их услуг в состав судебных расходов включить не сможет. Причина в том, что общество, защищая права потребителей, действует бесплатно (ст. 45 Закона № 2300-1).

Наделение обществ правом обращаться в суды для защиты прав потребителей уже...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Экспертизы при разрешении налоговых споров

Какую роль экспертное заключение играет в налоговом споре? Какие экспертизы могут быть назначены судом или проведены налогоплательщиком до суда? Как суды относятся к экспертным заключениям, подготовленным стороной спора до начала судебного процесса или повторно, к рецензиям на экспертизы? Когда судьи откажутся принимать экспертное заключение в качестве доказательства, а когда примут его без сомнений? Может ли суд учесть в качестве доказательств выводы экспертиз, проведенных в рамках уголовных дел?

Особенности подачи регрессного иска

Что такое регресс и регрессное требование? Каковы его особенности? Почему право регресса лица, исполнившего обязательство (погасившего долг, возместившего вред), не зависит от существовавшего права кредитора, в адрес которого произведено исполнение? Каков срок исковой давности по регрессному требованию? Можно ли обратиться в суд с регрессным иском, если основное обязательство исполнено третьим лицом не полностью? Какие особенности подачи иска о взыскании в порядке регресса? Когда не получится защитить свои права с помощью регресса? Приводим образец иска о взыскании суммы возмещения в порядке регресса.

На что и как можно пожаловаться председателю суда

Бывают случаи, что судьи нарушают правила судебной процедуры, открыто демонстрируют свое неуважение к участникам процесса или же не скрывают своего благосклонного расположения к другой стороне судебного разбирательства. Для таких ситуаций не предусмотрено действенных процессуальных способов защиты прав сторон по делу.Решением проблемы может стать обращение к председателю суда. Он может помочь и в случаях нарушения судьями сроков размещения информации в Интернете. Справиться с этим в условиях действующего правового регулирования затруднительно, поскольку изготовление процессуальных актов (решений и определений) осуществляют судьи, а эффективные способы воздействия на них отсутствуют. Автор в своей юридической практике постоянно сталкивается с такими препятствиями и делится в статье опытом, когда и как может помочь обращение на имя председателя суда (приводя пример одного из таких обращений).

Новый порядок апелляционного обжалования по ГПК РФ

В апреле 2025 года в ГПК РФ внесли поправки, направленные на совершенствование организационных и правовых механизмов подачи апелляционных, а также частных жалоб в суд апелляционной инстанции. Рассматриваем пошагово ключевые изменения, которые вводятся в действующий процессуальный закон, регулирующий порядок отправления правосудия в судах общей юрисдикции. Приводим образцы заявлений в суд общей юрисдикции о восстановлении пропущенного срока на обжалование решения суда, об исправлении недостатков апелляционной жалобы и об ускорении рассмотрения дела.

Как ознакомиться с материалами дела в арбитражном суде онлайн

Ограничительные меры в период пандемии подтолкнули суды к созданию сервисов по удаленному взаимодействию. Одним из нововведений стало появление возможности ознакомления с материалами дела онлайн. Читайте о том, как получить доступ к аудиопротоколам и другим материалам с пошаговой инструкцией и образцом ходатайства об ознакомлении с материалами дела в электронном виде.

Взыскание судебных расходов в арбитражном процессе

Рассказываем, какие виды судебных расходов бывают, а также на что обращать внимание при их взыскании, чтобы добиться решения в свою пользу. В частности, выделяем различные аспекты, связанные с доказательствами несения расходов, рассматриваем подходы судов к определению их разумного размера и к порядку распределения между сторонами в зависимости от конкретных ситуаций. Приводим образец заявления в арбитражный суд о взыскании судебных расходов.

Скриншот: практика правоприменения

Многие юристы давно привыкли к тому, что доказательства – это или письменные документы (договоры, претензии, счета-фактуры, оплаченные счета и т.п.), или показания (в частности, свидетелей или сторон). Но прогресс не стоит на месте. Все чаще доказательствами становятся переписка по электронной почте (см. № 8’ 2011), SMS-сообщения (см. № 10’ 2011), факсограммы (читайте в следующем номере) и снимки с компьютерного монитора (скриншоты). О том, что и как можно подтвердить скриншотами, какая информация в них должна содержаться и каковы требования к таким снимкам, вы узнаете из статьи.

Подача жалобы в квалификационную коллегию судей

Как пожаловаться на судью, если он ведет себя недостойно, постоянно затягивает дело, благоволит противнику или не выполняет свои обязанности? Рассказываем, куда пожаловаться, в какие сроки, что писать в жалобе и на что может повлиять ее подача. Приводим образец жалобы в квалификационную коллегию судей.