Top.Mail.Ru
Защите прав потребителя традиционно уделяется повышенное внимание. Ведь такие права напрямую коррелируются с обязанностями бизнеса. Мы отобрали и проанализировали несколько интересных правовых позиций из обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023) и свежей практики нижестоящих судов. Рассказываем на примерах конкретных судебных дел и разъяснений высшего суда страны, почему даже после расторжения договора купли-продажи или без его заключения гражданин может рассчитывать на нормы закона о защите прав потребителей; как снизить риски при дистанционной торговле, какие условия продажи целесообразно включить в информацию для покупателей на сайте, чтобы при необходимости отстоять свои интересы в суде; как грамотно прописать возможность аннулирования заказа или изменения цены; в каком случае придется вернуть покупателю часть уплаченной абонентской платы.

Защита потребителя – ​обязанности бизнеса

Потребителем является обычный гражданин, заказывающий товары, работы или услуги для своих личных, бытовых и семейных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абз. 3 преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее – ​ЗоЗПП).

Поскольку потребитель является экономически более слабой стороной, с целью выравнивания его правовых возможностей законодатель предусмотрел ряд специальных правил, направленных на защиту его имущественных и личных неимущественных интересов, и соответственно возложил дополнительные обязанности на предпринимателей (продавцов, исполнителей, изготовителей, владельцев агрегатора 1). И вот основные из них:

1) раскрывать потребителю в доступной форме до заключения договора информацию о товарах (работах и услугах), их основных потребительских свойствах, о самом продавце, а в ином случае он вправе отказаться от договора и потребовать полного возмещения убытков (ст. 12 ЗоЗПП);

2) возмещать потребителю вред, причиненный недостатками товаров, работ или услуг (ст. 14 ЗоЗПП);

3) компенсировать причиненный потребителю моральный вред при наличии у последнего нравственных или физических страданий по вине продавца (ст. 150 ГК РФ и ст. 15 ЗоЗПП);

4) оплачивать неустойку за нарушение срока удовлетворения требований потребителя, связанных с приобретением товаров, работ и услуг (ст. 13, 23–23.1 и 28 ЗоЗПП);

5) оплачивать штраф в размере 50% от всех присужденных в пользу потребителя денежных сумм при отказе удовлетворить его требования в досудебном порядке (п. 6 ст. 13 ЗоЗПП);

6) признавать недействительными все условия договоров, ущемляющие права потребителей по сравнению с тем, как они определены законом (ст. 168 ГК РФ и ст. 16 ЗоЗПП).

Потребитель всегда может пожаловаться на недобросовестного предпринимателя в Роспотребнадзор с целью проведения проверки и привлечения нарушителя к административной ответственности по ст. 14.8 2 и иным статьям КоАП РФ.

В пользу потребителя также сформулировано его право на обращение в суд в соответствии с правилом альтернативной подсудности (по выбору истца) – ​по месту своего жительства, по месту нахождения предпринимателя либо по месту заключения или исполнения договора (п. 2 ст. 17 ЗоЗПП). При этом потребитель освобожден от уплаты госпошлины при цене иска не более 1 млн руб. Если же цена иска превышает 1 млн руб., то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (подп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ и п. 3 ст. 17 ЗоЗПП).

Особенности выгодного статуса ИП

Гражданин может иметь статус ИП и заниматься предпринимательством, однако это само по себе не лишает его перечисленных гарантий, если в конкретном случае он действовал именно как потребитель, т.е. заказал и оплатил соответствующие товары, работы и услуги для своих личных (бытовых, семейных) нужд.

Понятно, что в законе используются оценочные категории, которые наполняются определенным смыслом в той или иной практической ситуации, но все же, исходя из разумных критериев, можно определить, когда гражданин является потребителем, а когда все-таки занимается коммерческой деятельностью:

  • так, к примеру, гражданин может купить один или несколько телевизоров или иную бытовую технику, и такие сделки являются вполне обычными для рядового потребителя, удовлетворяющего потребность в получении товаров повседневного спроса для себя и членов своей семьи;
  • иным образом обстоит дело в случае, когда таких телевизоров или другую бытовую технику предприимчивый гражданин берет штук 15–20 и затем перепродает с наценкой. Вот здесь уже статус потребителя может быть поставлен под сомнение, поскольку цели приобретения товара у гражданина другие, и они связаны с предпринимательством, но никак не с личными нуждами. В таком случае он также не лишается права защищать свои интересы при продаже ему товара ненадлежащего качества, вот только специальными гарантиями воспользоваться не сможет. ИП будет защищать свои права в общем порядке, с уплатой всей суммы госпошлины за обращение в суд (который он должен определить, по общему правилу, по месту нахождения ответчика, а не руководствуясь соображениями личного...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как борются с навязыванием потребителям дополнительных услуг

На практике компании сплошь и рядом навязывают потребителям дополнительные платные услуги с целью получения максимальной выручки. Между тем потребитель не должен быть ограничен в выборе заказываемых услуг и всегда вправе отказаться от получения тех платных услуг, которые не представляют для него интереса. Объясняем, как потребителю защищать себя в подобных случаях и какие правовые инструменты для этого можно использовать. В частности, разбираем разные ситуации с навязыванием дополнительных медуслуг (в том числе когда речь идет о платных услугах при обращении за медпомощью в рамках ОМС) и услуг страхования. Статья поможет и компаниям, которые оказывают потребителям услуги, – ​избежать рисков привлечения к ответственности по основаниям, по которым судебной практикой уже давно выработаны свои подходы.

ООО продало физическому лицу здание и земельный участок. Спустя 3 года один из участников ООО решил оспорить сделку. Может ли он это сделать?

ООО продало физическому лицу здание и земельный участок. Было решение совета директоров о продаже, хотя сделка не является для общества крупной, сделкой с заинтересованностью, необходимость получения согласия на совершение таких сделок уставом общества также не предусмотрена. Согласно проведенной оценке рыночная цена имущества в два раза выше, чем установленная в договоре. Через 3 года один из учредителей узнал о сделке, посчитал ее невыгодной по цене и сейчас планирует ее оспорить. Можно ли оспорить такую сделку?

Можно ли ссылаться на понятийные соглашения в суде?

Для абсолютного большинства договоров установлена письменная форма. Тем не менее граждане, да и предприниматели, нередко заключают так называемые джентльменские соглашения в устной форме, иногда рассчитывая облечь их позже в бумагу, а иногда и осознанно идя на все риски, оставляя все на словах. Как суд смотрит на такие понятийные соглашения? Можно ли признать полноценным договором соглашение, подписанное на «салфетке»? Отвечаем на эти вопросы, а также приводим примеры из судебной практики, когда ссылки на джентльменские соглашения не проходили, а когда стороне удавалось доказать наличие подобного договора.

Верховный Суд РФ об арбитражном управлении

Президиум Верховного Суда РФ 11.10.2023 утвердил обзор судебной практики по вопросам участия арбитражного управляющего в деле о банкротстве. Документ получился неоднозначным. С одной стороны, в нем закрепились довольно важные выводы, которые позволят решить массу проблем. С другой, некоторые позиции способны породить новые проблемы, с которыми придется разбираться. Разбираем те и другие, выделяя наиболее интересные и знаковые.

Как ознакомиться с материалами дела в арбитражном суде онлайн

Ограничительные меры в период пандемии подтолкнули суды к созданию сервисов по удаленному взаимодействию. Одним из нововведений стало появление возможности ознакомления с материалами дела онлайн. Читайте о том, как получить доступ к аудиопротоколам и другим материалам с пошаговой инструкцией и образцом ходатайства об ознакомлении с материалами дела в электронном виде.

Как взыскать с оппонента судебную неустойку

Помимо классической неустойки, которая устанавливается договором, кредитор может наказать своего должника и за неисполнение принятого против него судебного акта. Как известно, судебные акты подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ, выполнение этого требования достигается за счет использования различных средств, и взыскание судебной неустойки – ​одно из них. Расскажем о том, когда и, самое главное, в каком размере ее можно взыскать. Приведем образцы различных формулировок для подачи документов в суд в целях взыскания судебной неустойки.

Взыскание судебных расходов в арбитражном процессе

Рассказываем, какие виды судебных расходов бывают, а также на что обращать внимание при их взыскании, чтобы добиться решения в свою пользу. В частности, выделяем различные аспекты, связанные с доказательствами несения расходов, рассматриваем подходы судов к определению их разумного размера и к порядку распределения между сторонами в зависимости от конкретных ситуаций. Приводим образец заявления в арбитражный суд о взыскании судебных расходов.

Как отсрочить или рассрочить исполнение решения арбитражного суда

Экономические последствия пандемии коронавирусной инфекции могут осложнить исполнение судебных решений. Финансовые трудности затрудняют едино­временную выплату долга. Для таких случаев законодательство предусматривает механизм отсрочки или рассрочки исполнения. Но это исключительные меры, которые должны быть подкреплены убедительными доводами и доказательствами. Расскажем, когда их можно применить, как попросить суд об отсрочке или рассрочке исполнения решения, какие обстоятельства суд посчитает достаточными. Дадим формулировки для текстов заявлений о рассрочке и отсрочке, которые вы сможете использовать на практике.