Top.Mail.Ru
Защите прав потребителя традиционно уделяется повышенное внимание. Ведь такие права напрямую коррелируются с обязанностями бизнеса. Мы отобрали и проанализировали несколько интересных правовых позиций из обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023) и свежей практики нижестоящих судов. Рассказываем на примерах конкретных судебных дел и разъяснений высшего суда страны, почему даже после расторжения договора купли-продажи или без его заключения гражданин может рассчитывать на нормы закона о защите прав потребителей; как снизить риски при дистанционной торговле, какие условия продажи целесообразно включить в информацию для покупателей на сайте, чтобы при необходимости отстоять свои интересы в суде; как грамотно прописать возможность аннулирования заказа или изменения цены; в каком случае придется вернуть покупателю часть уплаченной абонентской платы.

Защита потребителя – ​обязанности бизнеса

Потребителем является обычный гражданин, заказывающий товары, работы или услуги для своих личных, бытовых и семейных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абз. 3 преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее – ​ЗоЗПП).

Поскольку потребитель является экономически более слабой стороной, с целью выравнивания его правовых возможностей законодатель предусмотрел ряд специальных правил, направленных на защиту его имущественных и личных неимущественных интересов, и соответственно возложил дополнительные обязанности на предпринимателей (продавцов, исполнителей, изготовителей, владельцев агрегатора 1). И вот основные из них:

1) раскрывать потребителю в доступной форме до заключения договора информацию о товарах (работах и услугах), их основных потребительских свойствах, о самом продавце, а в ином случае он вправе отказаться от договора и потребовать полного возмещения убытков (ст. 12 ЗоЗПП);

2) возмещать потребителю вред, причиненный недостатками товаров, работ или услуг (ст. 14 ЗоЗПП);

3) компенсировать причиненный потребителю моральный вред при наличии у последнего нравственных или физических страданий по вине продавца (ст. 150 ГК РФ и ст. 15 ЗоЗПП);

4) оплачивать неустойку за нарушение срока удовлетворения требований потребителя, связанных с приобретением товаров, работ и услуг (ст. 13, 23–23.1 и 28 ЗоЗПП);

5) оплачивать штраф в размере 50% от всех присужденных в пользу потребителя денежных сумм при отказе удовлетворить его требования в досудебном порядке (п. 6 ст. 13 ЗоЗПП);

6) признавать недействительными все условия договоров, ущемляющие права потребителей по сравнению с тем, как они определены законом (ст. 168 ГК РФ и ст. 16 ЗоЗПП).

Потребитель всегда может пожаловаться на недобросовестного предпринимателя в Роспотребнадзор с целью проведения проверки и привлечения нарушителя к административной ответственности по ст. 14.8 2 и иным статьям КоАП РФ.

В пользу потребителя также сформулировано его право на обращение в суд в соответствии с правилом альтернативной подсудности (по выбору истца) – ​по месту своего жительства, по месту нахождения предпринимателя либо по месту заключения или исполнения договора (п. 2 ст. 17 ЗоЗПП). При этом потребитель освобожден от уплаты госпошлины при цене иска не более 1 млн руб. Если же цена иска превышает 1 млн руб., то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (подп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ и п. 3 ст. 17 ЗоЗПП).

Особенности выгодного статуса ИП

Гражданин может иметь статус ИП и заниматься предпринимательством, однако это само по себе не лишает его перечисленных гарантий, если в конкретном случае он действовал именно как потребитель, т.е. заказал и оплатил соответствующие товары, работы и услуги для своих личных (бытовых, семейных) нужд.

Понятно, что в законе используются оценочные категории, которые наполняются определенным смыслом в той или иной практической ситуации, но все же, исходя из разумных критериев, можно определить, когда гражданин является потребителем, а когда все-таки занимается коммерческой деятельностью:

  • так, к примеру, гражданин может купить один или несколько телевизоров или иную бытовую технику, и такие сделки являются вполне обычными для рядового потребителя, удовлетворяющего потребность в получении товаров повседневного спроса для себя и членов своей семьи;
  • иным образом обстоит дело в случае, когда таких телевизоров или другую бытовую технику предприимчивый гражданин берет штук 15–20 и затем перепродает с наценкой. Вот здесь уже статус потребителя может быть поставлен под сомнение, поскольку цели приобретения товара у гражданина другие, и они связаны с предпринимательством, но никак не с личными нуждами. В таком случае он также не лишается права защищать свои интересы при продаже ему товара ненадлежащего качества, вот только специальными гарантиями воспользоваться не сможет. ИП будет защищать свои права в общем порядке, с уплатой всей суммы госпошлины за обращение в суд (который он должен определить, по общему правилу, по месту нахождения ответчика, а не руководствуясь соображениями личного...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как суд реагирует на технические ошибки в кадровых документах

Не секрет, что описки, опечатки, неверные даты и номера, пропуски слов или, наоборот, лишние слова частенько встречаются в кадровых документах. Проанализируем, как суд на них реагирует, в частности, когда согласится, что ошибка не смысловая, а техническая. Рассказываем, какие аргументы использовали работники, пытаясь истолковать допущенные работодателями ошибки в документах в свою пользу, и когда суды их принимали. Даем рекомендации работодателю, как доказать свою позицию в случае технических ошибок в кадровых документах; а также каких ошибок следует избегать, поскольку суд, скорее всего, воспримет их как доказательство халатности работодателя.

Можно ли продать акции иностранной компании физлицу, с двойным гражданством (РФ и недружественной страны)?

Общество, зарегистрированное в РФ, планирует продать принадлежащие ему акции иностранной организации физическому лицу, которое имеет два гражданства: РФ и недружественной страны. Возможна ли такая сделка? Является ли она валютной операцией? Или для признания ее таковой необходимым условием является также проведение расчетов по сделке в иностранной валюте?

Возможно ли заключение договора о продаже акций иностранной компании между резидентами?

Исходя из ст. 9 Федерального закона о валютном регулировании и контроле, валютные операции между резидентами запрещены, за исключением предусмотренных в указанной статье операций. Продажа акций иностранной компании относится к валютным операциям. Возможно ли заключение договора о продаже акций иностранной компании между резидентами?

Топ-3 технических ошибок в договоре, которые приведут к проблемам

Рассказываем про неверное указание наименования товара, единиц его измерения и количества, а также других технических ошибках (опечатках) в договорах. Вы узнаете о рисках судебных споров и претензий со стороны не только контрагентов, но также ФАС России и ФНС России. Приводим образцы формулировок для договоров, которые помогут снизить вероятность возникновения неблагоприятных последствий из-за наличия в тексте подобных неточностей.

Как ознакомиться с материалами дела в арбитражном суде онлайн

Ограничительные меры в период пандемии подтолкнули суды к созданию сервисов по удаленному взаимодействию. Одним из нововведений стало появление возможности ознакомления с материалами дела онлайн. Читайте о том, как получить доступ к аудиопротоколам и другим материалам с пошаговой инструкцией и образцом ходатайства об ознакомлении с материалами дела в электронном виде.

Взыскание судебных расходов в арбитражном процессе

Рассказываем, какие виды судебных расходов бывают, а также на что обращать внимание при их взыскании, чтобы добиться решения в свою пользу. В частности, выделяем различные аспекты, связанные с доказательствами несения расходов, рассматриваем подходы судов к определению их разумного размера и к порядку распределения между сторонами в зависимости от конкретных ситуаций. Приводим образец заявления в арбитражный суд о взыскании судебных расходов.

Как взыскать с оппонента судебную неустойку

Помимо классической неустойки, которая устанавливается договором, кредитор может наказать своего должника и за неисполнение принятого против него судебного акта. Как известно, судебные акты подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ, выполнение этого требования достигается за счет использования различных средств, и взыскание судебной неустойки – ​одно из них. Расскажем о том, когда и, самое главное, в каком размере ее можно взыскать. Приведем образцы различных формулировок для подачи документов в суд в целях взыскания судебной неустойки.

Как отсрочить или рассрочить исполнение решения арбитражного суда

Экономические последствия пандемии коронавирусной инфекции могут осложнить исполнение судебных решений. Финансовые трудности затрудняют едино­временную выплату долга. Для таких случаев законодательство предусматривает механизм отсрочки или рассрочки исполнения. Но это исключительные меры, которые должны быть подкреплены убедительными доводами и доказательствами. Расскажем, когда их можно применить, как попросить суд об отсрочке или рассрочке исполнения решения, какие обстоятельства суд посчитает достаточными. Дадим формулировки для текстов заявлений о рассрочке и отсрочке, которые вы сможете использовать на практике.