Работодатель в локальном нормативном акте самостоятельно, с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии), определяет порядок аттестации сотрудников, вышедших из отпуска по уходу за ребенком. В соответствии с ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации работников на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
В отношении отдельных категорий сотрудников порядок проведения аттестации установлен нормативными актами, в которых, как правило, и содержится положение о сроке прохождения аттестации после выхода из отпуска по уходу за ребенком (см., например, ч. 5 ст. 33 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ч. 8 ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; п. 4 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; п. 18 приказа Министерства образования и науки РФ от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» и др.).
В рассматриваемом случае на работников не распространяются положения об аттестации, установленные нормативными правовыми актами, поэтому порядок проведения аттестации должен регламентироваться локальными нормативными актами, действующими в организации. В силу ст. 8, а также ч. 2 ст. 81 ТК РФ локальный нормативный акт, устанавливающий порядок аттестации, принимается работодателем самостоятельно, но с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Каждый работник должен быть ознакомлен под личную подпись с этим локальным актом либо при приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), либо, если он был принят позднее, после его утверждения (ст. 22 ТК РФ).
Таким образом, работодатель вправе самостоятельно определить в локальном нормативном акте, по истечении какого периода времени после выхода из отпуска по уходу за ребенком работник должен пройти аттестацию.
В заключение отметим, что согласно ч. 4 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, по инициативе работодателя не допускается. Исключениями являются увольнение беременной женщины в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, и увольнение женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, по основаниям, предусмотренным п. 1, п. 5–8, п. 10 или п. 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ. Гарантия, предусмотренная для женщин, имеющих детей, распространяется на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних (ст. 264 ТК РФ).
Пункт 3 ч. 1 ст. 81 ТК РК не назван в указанных нормах в числе оснований, по которым разрешено увольнять беременных женщин, женщин, имеющих детей, и лиц, воспитывающих детей без матери, по инициативе работодателя. Следовательно, расторжение трудового договора в случае подтверждения результатами аттестации несоответствия указанных категорий работников занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации невозможно.