Согласно ч. 2 ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, а для некоторых категорий работников – и меньше (ст. 92 ТК РФ).
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю установлен приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 № 588н (далее – Порядок). Согласно п. 1 Порядка норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены):
- при 40-часовой рабочей неделе – 8 часов;
- при продолжительности рабочей недели менее 40 часов – количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на 5 дней.
Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. Также необходимо помнить о запрещении работы в нерабочие праздничные дни (ч. 1 ст. 113 ТК РФ), о перенесении выходного дня при совпадении его с нерабочим праздничным днем (ч. 2 ст. 112 ТК РФ). При этом исчисленная в таком порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха.
Иными словами, норма рабочего времени одинаково подсчитывается как для пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, так и для режима «сутки через трое».
Так, например, норма рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе в марте 2018 года составляла 159 часов (40 / 5 × 20 р.д. – 1 час сокращения рабочего времени накануне нерабочего праздничного дня) (п. 1 Порядка). Следовательно, норма рабочего времени в марте 2018 года при режиме «сутки через трое» также должна составлять 159 часов.
Вместе с тем очевидно, что указанный в вопросе режим работы приводит к невозможности соблюдения еженедельной продолжительности рабочего времени (при режиме «сутки через трое» сотрудник каждую неделю работает по 48 часов). В такой ситуации обязательно введение суммированного учета рабочего времени, при котором норма соблюдается только в целом за учетный период (месяц, квартал или другой период не более года) (ст. 104 ТК РФ).
Как указано в ст. 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – три месяца. График сменности должен быть составлен так, чтобы в целом за учетный период количество часов, отработанное каждым работником, не превышало нормальной продолжительности рабочего времени.
Как видим, специфика суммированного учета рабочего времени состоит в том, что в отдельные отрезки учетного периода число рабочих часов по графику может отклоняться от нормы рабочего времени за этот период, однако в целом за учетный период норма рабочего времени должна быть соблюдена.
В рассматриваемой ситуации в отношении работника установлен суммированный учет рабочего времени (учетный период – год), следовательно, норма рабочего времени, рассчитанная по вышеуказанным правилам, в определенные месяцы может быть не соблюдена.
Однако такие переработки должны быть компенсированы уменьшением продолжительности работы в другие отрезки времени в рамках того же учетного периода. В целом за учетный период сумма рабочих часов не должна превышать нормы. Иными словами, введение суммированного учета рабочего времени не позволяет заложить в график переработку по итогам учетного периода. Если графиком запланирована сверхурочная работа, это является нарушением ст. 104 ТК РФ и может повлечь привлечение работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.