Top.Mail.Ru
Вопрос
1. Новый работник просит оформить ему бумажную трудовую книжку. Можно ли это сделать или бумажной книжки ему уже не положено? 2. Работник в прошлом году написал заявление о сохранении бумажной трудовой книжки, а в этом передумал. Он может в любой момент написать новое заявление или есть какие-то ограничения?
Отвечает

1. Из вопроса не понятно, что подразумевается под «новым работником». Поэтому рассмотрим два возможных варианта:

  • сотрудник впервые устраивается на работу. В случае если сотрудник устраивается на работу впервые после 31 декабря 2020 года, трудовая книжка на него не оформляется, а формирование сведений о трудовой деятельности осуществляется только в электронном виде (ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»). Подобный порядок связан с постепенным переходом на электронный формат фиксации сведений о трудовой деятельности. Если до конца декабря 2020 года сотрудник еще мог выбрать бумажную трудовую книжку при первичном трудоустройстве, то в настоящий момент на впервые трудоустраивающихся работников их уже не заводят;
  • сотрудник впервые устраивается в организацию, при этом ранее состоял в трудовых отношениях и имеет трудовую книжку. В указанной ситуации за работником сохраняется право на ведение бумажной трудовой книжки, если у предыдущего работодателя он подавал заявление на ведение работодателем трудовой книжки в таком формате (ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 439‑ФЗ, письмо Минтруда России от 11.02.2020 № 14-2/В-141). Это же правило будет распространяться и на случай, если работник не подавал вообще никакого заявления (ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 439‑ФЗ). Таким образом, если сотрудник принесет трудовую книжку, новый работодатель обязан продолжить ее вести.

Если работник написал заявление о сохранении бумажной трудовой книжки, а затем передумал, он вправе подать новое заявление о переходе на «электронную трудовую книжку» (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 439‑ФЗ). Законодатель оставляет за работником право пересмотреть свое решение и перейти на электронный вариант формирования сведений о его трудовой деятельности. При этом не ограничен срок, в который работник может изменить свое решение.

Обращаем внимание, что с 01.09.2021 вступает в силу новый Порядок ведения и хранения трудовых книжек, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.05.2021 № 320н (далее – ​Порядок). Указанный Порядок устанавливает правила ведения и хранения трудовых книжек, выдачи дубликата трудовой книжки и трудовой книжки при увольнении или при подаче сотрудником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в электронном виде. Таким образом, на практике продолжится работа как с бумажными трудовыми книжками, так и с электронными.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

ТОП-6 изменений, которые срочно нужно учесть при актуализации ЛНА

В конце 2024 года и в текущем 2025 году произошел (и еще произойдет) целый ряд изменений трудового законодательства. Многие из них требуют внесения правок в действующие локальные нормативные акты работодателя. Показываем, на какие новации следует обратить внимание, и приводим образцы формулировок, которые рекомендуем включить во внутреннюю документацию. Коснемся порядка расчета сверхурочных выплат, предоставления отгулов, отправки трудовых книжек за границу, наставничества, квотирования рабочих мест для инвалидов, аптечки первой помощи для работников.

7 ответов на вопросы о трудовых книжках

Рассмотрели актуальные вопросы, связанные с трудовой книжкой, с учетом позиций Роструда, Минтруда России и судебной практики. Можно ли на основании СТД-СФР оформить дубликат трудовой книжки? Нужно ли вносить изменение фамилии работника во вкладыш или достаточно только в трудовую книжку? Что делать, если в трудовой книжке нет записи об увольнении с предыдущего места работы? Обязательно ли вшивать вкладыш? Нужно ли увольнять и принимать вновь сотрудников, если компания реорганизована? Когда именно нужно отправить уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой: в день увольнения или на следующий? Приводим образцы внесения записей о смене работником фамилии, о реорганизации работодателя, акта об отказе работника от получения трудовой книжки на руки при увольнении, уведомления с просьбой явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте.

Оформляем дубликат трудовой книжки

Как правильно оформлять дубликат трудовой книжки в различных ситуациях, какие документы для этого потребуются. Какой установлен срок изготовления и какие особенности передачи дубликата работнику надо учесть, в том числе как оформить дубликат, если трудовая пришла в негодность (с учетом позиции чиновников Минтруда России и здравого смысла). Можно ли отправить дубликат почтой.

Какие записи внести в трудовую книжку многократно переизбиравшегося гендира, который увольняется

Генеральный директор ООО избран на должность по решению общего собрания учредителей в 2007 году. С руководителем заключен срочный трудовой договор сроком на четыре года. Затем директор неоднократно переизбирался на новый срок. При этом процедура оформления увольнения и приема на работу не проводилась, данные в СФР (ранее – ПФР) не подавались. Записи в трудовую книжку вносились только до 2019 года. Сейчас с ним трудовой договор расторгается. Какие записи надо внести в трудовую книжку с учетом многократного продления полномочий директора?

Отправка документов работнику почтой

Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.

Новые правила ведения трудовых книжек

С сентября 2021 года начинает действовать новый порядок ведения и хранения трудовых книжек. Значительных изменений не последует, фактически в документ вошли нормы действующей инструкции по заполнению трудовых книжек и правил их ведения. Ряд требований исключен, например больше не придется просить работника заверить все записи в трудовой книжке при его увольнении или опломбировывать и скреплять сургучной печатью журналы (книги) по учету бланков и движения трудовых книжек. Сами записи в трудовую книжку актуализированы, например, об образовании, увольнении, дистанционной работе. А также утверждены новые формы трудовой книжки и вкладыша в нее. Рассказываем про все важные нововведения, о которых должен знать кадровик, приводим мнения экспертов в области трудового права, кадрового делопроизводства и хранения документов.

Сотрудника уволили по «статье». Как исправить запись в трудовой книжке на «уволен по собственному желанию»

Сотрудник был уволен «по статье» за прогул с предыдущего места работы. Новый руководитель на предыдущем месте работы готов исправить запись об увольнении в трудовой книжке на «уволен по собственному желанию». Подскажите, пожалуйста, как правильно сделать такое исправление.

Как уволиться, если скончался работодатель

Пандемия коронавируса поднимает важный вопрос, связанный со смертью работодателя: когда скончался генеральный директор, являющийся единственным участником ООО, или работодатель – ​индивидуальный предприниматель. В статье даем советы, куда обращаться в зависимости от конкретных обстоятельств и как получить невыплаченную зарплату. Приводим образцы документов – ​обращения к наследнику работодателя и уведомления о приостановке работы.