Top.Mail.Ru

Проблемная трудовая книжка при трудоустройстве

Рассматриваем проблемные вопросы, связанные с трудовыми книжками при приеме на работу. Например, когда у кандидата оказываются на руках две и более трудовые книжки или совсем нет книжки, хотя она должна у него быть; если при приеме на работу сотруднику завели новую трудовую книжку в связи с утерей старой, а спустя месяц он нашел прежнюю. Даем образцы документов, которые понадобятся, чтобы выправить ситуацию: заявлений от работника с информацией, какую из своих нескольких трудовых книжек он просит работодателя вести, какой страховой стаж учитывать и где будет храниться другая трудовая книжка, об оформлении новой трудовой книжки взамен утерянной, о нахождении им трудовой книжки с просьбой принять ее к ведению и хранению, а также приказа о приеме работодателем найденной работником трудовой книжки, фрагмента книги (журнала) по учету движения трудовых книжек с записью о замене сведений о трудовой книжке, уничтожении ранее оформленной новой трудовой книжки.

Раньше главным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника была трудовая книжка. В 2020 году появились сведения о трудовой деятельности – ​так называемые электронные трудовые книжки. Но массового отказа от бумажных документов не случилось, привычные трудовые книжки остались у многих работников. Поэтому вопросы, с ними связанные, по-прежнему актуальны для кадровиков. В этой статье разбираем два, по которым в адрес редакции журнала пришло уже несколько запросов в рамках сервиса бесплатных ответов на вопросы подписчиков.

Порядок ответов на вопросы подписчиков журнала см. на сайте delo-press.ru/rules/

У кандидата на руках две и более трудовые книжки

Теоретически у работника может быть только одна трудовая книжка. А на практике встречаются сотрудники с несколькими экземплярами. Одни специально завели дополнительную трудовую книжку, чтобы иметь второе основное место работы. Другие оформили новую трудовую книжку взамен утерянной, а уже потом нашли прежнюю. Причин можно назвать еще много. Что делать работодателю с коллекцией трудовых книжек новичка?

Работодатель может вести только одну трудовую книжку работника. И в ТК РФ, и в Порядке ведения и хранения трудовых книжек 1 (далее – ​Порядок) этот документ упоминается в единственном числе. Поэтому для учета, хранения и внесения записей работодатель должен принять от работника лишь одну из его трудовых книжек.

Однако у трудовой книжки есть и другое важное назначение – ​подтверждение страхового стажа. Он требуется, в частности, для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. СФР считает допустимым учитывать записи о трудовой деятельности для подтверждения страхового стажа из нескольких трудовых книжек 2. Поэтому при подсчете страхового стажа включаем в него сведения и из второй книжки работника. Будьте аккуратны: если периоды работы совпадают по времени, то в стаж учитывается лишь один из них.

Что делать со второй трудовой книжкой после подсчета стажа, СФР не уточняет. Книжку можно оставить на руках у работника. Некоторые работодатели хранят ее у себя вместе с основной, чтобы при необходимости подтвердить правильность исчисления стажа: вдруг работник ее не предоставит вновь.

В любом случае целесообразно получить от работника письменное заявление о том, какую трудовую книжку вести, какой страховой стаж учитывать и где будет храниться вторая трудовая книжка (Пример 1).

Аналогичным образом следует поступать, если у сотрудника окажется более двух трудовых.

Пример 1. Заявление работника о приеме к учету трудовой книжки и страхового стажа (при наличии двух и более трудовых книжек)

Кстати, у работника есть способ собрать в одном документе информацию из всех трудовых книжек. Для этого потребуется обратиться в СФР с заявлением о включении сведений о трудовой деятельности за периоды работы до 01.01.2020 в свой лицевой счет. После проверки они будут внесены в раздел «Сведения о трудовой деятельности» согласно записям, содержащимся в трудовой книжке 3.

Напомним, что сейчас в форме СТД-СФР есть табличная форма со сведениями...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Заполнение ЕФС-1 для кадровика

С 2023 года в жизнь кадровых и бухгалтерских служб вошел новый отчет «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)». За прошедшее время накопились вопросы, связанные с его оформлением. Рассказываем, когда кадровику нужно заполнять ЕФС-1 и на какие разделы обратить особое внимание. Приводим 14 примеров заполнения документа для различных ситуаций, связанных с кадровыми мероприятиями.

Как внести записи в трудовую книжку, если директор переведен с совместителя на основную работу?

Как правильно сделать запись в трудовой книжке, если работник был учредителем и директором ООО в своей фирме. Мы его приняли заместителем директора по совместительству, потом перевели директором тоже по совместительству. Затем работа в качестве директора (по совместительству) становится основной. Записи по основному месту работы о совместительстве не было, там его уволили и сделали запись об увольнении. Как правильно внести запись в трудовую книжку о том, что он был принят сначала по совместительству заместителем директора, потом по совместительству директором, а потом на основную работу директором? Очень прошу написать и объяснить примером.

Отправка документов работнику почтой

Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.

Акт о выделении документов к уничтожению

В кадровой службе есть документы с разным сроком хранения. Поговорим о тех, у которых закончились сроки хранения и их можно уничтожить. Рассказываем, какую утвержденную форму акта о выделении документов к уничтожению надо использовать и как ее адаптировать под свою организацию. Показываем, как в акте на уничтожение документов можно отразить «старые» сроки хранения и индексы дел по номенклатуре и «новые» сроки по актуальному перечню документов со сроками хранения, утвержденному Росархивом.

Отправка документов работнику почтой

Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.

Работодатель потерял трудовую книжку работника

Специального регламента восстановления трудовых книжек, утерянных по вине работодателя, законодательством не установлено. Поэтому специалисты советуют соблюдать порядок, утвержденный для восстановления книжек, утраченных по вине работника. В таком случае сотруднику нужно выдать дубликат. Проанализируем рекомендации Роструда и пошагово расскажем, как действовать в указанной ситуации.

Дубликат трудовой книжки: сложные вопросы оформления

Существуют три ситуации, когда у работодателя возникает необходимость оформлять дубликат трудовой книжки, – если она утеряна, пострадала или в нее была внесена запись, которая в дальнейшем признана недействительной, и работник просит выдать дубликат. Выясним, на основании каких документов могут вноситься записи в дубликат, а также как запросить соответствующие сведения у прежних работодателей.

Новые правила ведения трудовых книжек

С сентября 2021 года начинает действовать новый порядок ведения и хранения трудовых книжек. Значительных изменений не последует, фактически в документ вошли нормы действующей инструкции по заполнению трудовых книжек и правил их ведения. Ряд требований исключен, например больше не придется просить работника заверить все записи в трудовой книжке при его увольнении или опломбировывать и скреплять сургучной печатью журналы (книги) по учету бланков и движения трудовых книжек. Сами записи в трудовую книжку актуализированы, например, об образовании, увольнении, дистанционной работе. А также утверждены новые формы трудовой книжки и вкладыша в нее. Рассказываем про все важные нововведения, о которых должен знать кадровик, приводим мнения экспертов в области трудового права, кадрового делопроизводства и хранения документов.