Вопрос
1. Новый работник просит оформить ему бумажную трудовую книжку. Можно ли это сделать или бумажной книжки ему уже не положено? 2. Работник в прошлом году написал заявление о сохранении бумажной трудовой книжки, а в этом передумал. Он может в любой момент написать новое заявление или есть какие-то ограничения?
Отвечает

1. Из вопроса не понятно, что подразумевается под «новым работником». Поэтому рассмотрим два возможных варианта:

  • сотрудник впервые устраивается на работу. В случае если сотрудник устраивается на работу впервые после 31 декабря 2020 года, трудовая книжка на него не оформляется, а формирование сведений о трудовой деятельности осуществляется только в электронном виде (ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»). Подобный порядок связан с постепенным переходом на электронный формат фиксации сведений о трудовой деятельности. Если до конца декабря 2020 года сотрудник еще мог выбрать бумажную трудовую книжку при первичном трудоустройстве, то в настоящий момент на впервые трудоустраивающихся работников их уже не заводят;
  • сотрудник впервые устраивается в организацию, при этом ранее состоял в трудовых отношениях и имеет трудовую книжку. В указанной ситуации за работником сохраняется право на ведение бумажной трудовой книжки, если у предыдущего работодателя он подавал заявление на ведение работодателем трудовой книжки в таком формате (ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 439‑ФЗ, письмо Минтруда России от 11.02.2020 № 14-2/В-141). Это же правило будет распространяться и на случай, если работник не подавал вообще никакого заявления (ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 439‑ФЗ). Таким образом, если сотрудник принесет трудовую книжку, новый работодатель обязан продолжить ее вести.

Если работник написал заявление о сохранении бумажной трудовой книжки, а затем передумал, он вправе подать новое заявление о переходе на «электронную трудовую книжку» (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 439‑ФЗ). Законодатель оставляет за работником право пересмотреть свое решение и перейти на электронный вариант формирования сведений о его трудовой деятельности. При этом не ограничен срок, в который работник может изменить свое решение.

Обращаем внимание, что с 01.09.2021 вступает в силу новый Порядок ведения и хранения трудовых книжек, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.05.2021 № 320н (далее – ​Порядок). Указанный Порядок устанавливает правила ведения и хранения трудовых книжек, выдачи дубликата трудовой книжки и трудовой книжки при увольнении или при подаче сотрудником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в электронном виде. Таким образом, на практике продолжится работа как с бумажными трудовыми книжками, так и с электронными.

Оценить вопрос
s
В избранное
Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как уволиться, если скончался работодатель

Пандемия коронавируса поднимает важный вопрос, связанный со смертью работодателя: когда скончался генеральный директор, являющийся единственным участником ООО, или работодатель – ​индивидуальный предприниматель. В статье даем советы, куда обращаться в зависимости от конкретных обстоятельств и как получить невыплаченную зарплату. Приводим образцы документов – ​обращения к наследнику работодателя и уведомления о приостановке работы.

Что делать, если на титульном листе трудовой книжки зачеркнута запись об образовании?

Работник принес трудовую книжку, в которой в графе «образование» на титульном листе зачеркнута надпись «среднее» и сверху написано «высшее». Никаких пояснений, когда и на основании какого документа сделано исправление, в трудовой книжке не дано (работник получил высшее образование в 2000 году). Надо ли вносить какие-то исправления или оставить все как есть?

Избран, назначен или принят: выбираем формулировку для кадровых документов

Между кадровиками, юристами и иногда даже руководителями периодически возникает спор – ​какой термин лучше использовать в документах при трудоустройстве лица в качестве руководителя: «избран», «назначен», «утвержден» или «принят»? На самом деле данный спор не имеет смысла, так как в разных нормативных документах это действие называется по-разному. Поэтому допустима ситуация, при которой юрист в корпоративных документах будет использовать термин «избран», а специалист по персоналу в кадровых документах – ​«назначен». Давайте разбираться.

Новые правила ведения трудовых книжек

С сентября 2021 года начинает действовать новый порядок ведения и хранения трудовых книжек. Значительных изменений не последует, фактически в документ вошли нормы действующей инструкции по заполнению трудовых книжек и правил их ведения. Ряд требований исключен, например больше не придется просить работника заверить все записи в трудовой книжке при его увольнении или опломбировывать и скреплять сургучной печатью журналы (книги) по учету бланков и движения трудовых книжек. Сами записи в трудовую книжку актуализированы, например, об образовании, увольнении, дистанционной работе. А также утверждены новые формы трудовой книжки и вкладыша в нее. Рассказываем про все важные нововведения, о которых должен знать кадровик, приводим мнения экспертов в области трудового права, кадрового делопроизводства и хранения документов.

Что делать, если на титульном листе трудовой книжки зачеркнута запись об образовании?

Работник принес трудовую книжку, в которой в графе «образование» на титульном листе зачеркнута надпись «среднее» и сверху написано «высшее». Никаких пояснений, когда и на основании какого документа сделано исправление, в трудовой книжке не дано (работник получил высшее образование в 2000 году). Надо ли вносить какие-то исправления или оставить все как есть?

О приеме на работу в трудовой книжке: бумажной и электронной

Записи о приеме на работу среди кадровиков считаются самыми простыми с точки зрения внесения в бумажные трудовые книжки. Но ровно до тех пор, пока не столкнешься с нетипичной ситуацией: можно ли заводить трудовую книжку или вносить в нее записи с первого дня работы сотрудника? а использовать штамп с названием организации? обязательно ли указывать структурное подразделение, в которое работник принят? нужно ли отражать вахтовый метод работы? какую запись внести в трудовую руководителя организации: принят на работу, избран или назначен на должность? и что указывать в графе «Основание» – ​приказ или протокол общего собрания? С появлением «электронных трудовых книжек» к этому списку добавились новые вопросы: как понять, какую трудовую книжку – ​бумажную или электронную – ​надо вести на нового сотрудника? в какой срок направить отчет по форме СЗВ-ТД при приеме нового работника и можно ли его сдать в бумажном виде? нужно ли его оформлять при приеме на работу по совместительству? что делать, если при приеме новый работник сразу подал заявление о продолжении ведения трудовой книжки в бумажном виде? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Новые правила ведения трудовых книжек

С сентября 2021 года начинает действовать новый порядок ведения и хранения трудовых книжек. Значительных изменений не последует, фактически в документ вошли нормы действующей инструкции по заполнению трудовых книжек и правил их ведения. Ряд требований исключен, например больше не придется просить работника заверить все записи в трудовой книжке при его увольнении или опломбировывать и скреплять сургучной печатью журналы (книги) по учету бланков и движения трудовых книжек. Сами записи в трудовую книжку актуализированы, например, об образовании, увольнении, дистанционной работе. А также утверждены новые формы трудовой книжки и вкладыша в нее. Рассказываем про все важные нововведения, о которых должен знать кадровик, приводим мнения экспертов в области трудового права, кадрового делопроизводства и хранения документов.

Записи в бумажную и электронную трудовые книжки: переименование организации

Продолжаем цикл статей о внесении записей в трудовую книжку. На этот раз расскажем, как заполнять бумажную трудовую книжку в случае переименования организации. На конкретных примерах рассмотрим ситуации обычного изменения наименования компании, ее реорганизации, смены собственника имущества, изменения подведомственности / подчиненности и пр. Разъясним, как подается СЗВ-ТД в этих случаях (с образцом заполненной формы).