Top.Mail.Ru
Вопрос
1. Новый работник просит оформить ему бумажную трудовую книжку. Можно ли это сделать или бумажной книжки ему уже не положено? 2. Работник в прошлом году написал заявление о сохранении бумажной трудовой книжки, а в этом передумал. Он может в любой момент написать новое заявление или есть какие-то ограничения?
Отвечает

1. Из вопроса не понятно, что подразумевается под «новым работником». Поэтому рассмотрим два возможных варианта:

  • сотрудник впервые устраивается на работу. В случае если сотрудник устраивается на работу впервые после 31 декабря 2020 года, трудовая книжка на него не оформляется, а формирование сведений о трудовой деятельности осуществляется только в электронном виде (ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»). Подобный порядок связан с постепенным переходом на электронный формат фиксации сведений о трудовой деятельности. Если до конца декабря 2020 года сотрудник еще мог выбрать бумажную трудовую книжку при первичном трудоустройстве, то в настоящий момент на впервые трудоустраивающихся работников их уже не заводят;
  • сотрудник впервые устраивается в организацию, при этом ранее состоял в трудовых отношениях и имеет трудовую книжку. В указанной ситуации за работником сохраняется право на ведение бумажной трудовой книжки, если у предыдущего работодателя он подавал заявление на ведение работодателем трудовой книжки в таком формате (ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 439‑ФЗ, письмо Минтруда России от 11.02.2020 № 14-2/В-141). Это же правило будет распространяться и на случай, если работник не подавал вообще никакого заявления (ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 439‑ФЗ). Таким образом, если сотрудник принесет трудовую книжку, новый работодатель обязан продолжить ее вести.

Если работник написал заявление о сохранении бумажной трудовой книжки, а затем передумал, он вправе подать новое заявление о переходе на «электронную трудовую книжку» (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 439‑ФЗ). Законодатель оставляет за работником право пересмотреть свое решение и перейти на электронный вариант формирования сведений о его трудовой деятельности. При этом не ограничен срок, в который работник может изменить свое решение.

Обращаем внимание, что с 01.09.2021 вступает в силу новый Порядок ведения и хранения трудовых книжек, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.05.2021 № 320н (далее – ​Порядок). Указанный Порядок устанавливает правила ведения и хранения трудовых книжек, выдачи дубликата трудовой книжки и трудовой книжки при увольнении или при подаче сотрудником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в электронном виде. Таким образом, на практике продолжится работа как с бумажными трудовыми книжками, так и с электронными.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Можно ли внести в трудовую книжку запись о награждении через несколько лет после события (работник отказался от бумажной книжки)?

Сотрудник работал в организации с 2008 по 2020 год. В 2017 году он был награжден работодателем. Запись в трудовую книжку не внесли ни в 2017 году, ни при увольнении. Повторно он принят на работу в 2021 году, предоставил сведения о трудовой деятельности (перешел на электронную трудовую). В 2024 году он обратился с просьбой внести запись о награждении. Можно ли сделать запись сейчас? К какой ответственности могут привлечь работодателя за то, что запись не была внесена ранее?

Отправка документов работнику почтой

Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.

Проблемная трудовая книжка при трудоустройстве

Рассматриваем проблемные вопросы, связанные с трудовыми книжками при приеме на работу. Например, когда у кандидата оказываются на руках две и более трудовые книжки или совсем нет книжки, хотя она должна у него быть; если при приеме на работу сотруднику завели новую трудовую книжку в связи с утерей старой, а спустя месяц он нашел прежнюю. Даем образцы документов, которые понадобятся, чтобы выправить ситуацию: заявлений от работника с информацией, какую из своих нескольких трудовых книжек он просит работодателя вести, какой страховой стаж учитывать и где будет храниться другая трудовая книжка, об оформлении новой трудовой книжки взамен утерянной, о нахождении им трудовой книжки с просьбой принять ее к ведению и хранению, а также приказа о приеме работодателем найденной работником трудовой книжки, фрагмента книги (журнала) по учету движения трудовых книжек с записью о замене сведений о трудовой книжке, уничтожении ранее оформленной новой трудовой книжки.

Как внести записи в трудовую книжку, если директор переведен с совместителя на основную работу?

Как правильно сделать запись в трудовой книжке, если работник был учредителем и директором ООО в своей фирме. Мы его приняли заместителем директора по совместительству, потом перевели директором тоже по совместительству. Затем работа в качестве директора (по совместительству) становится основной. Записи по основному месту работы о совместительстве не было, там его уволили и сделали запись об увольнении. Как правильно внести запись в трудовую книжку о том, что он был принят сначала по совместительству заместителем директора, потом по совместительству директором, а потом на основную работу директором? Очень прошу написать и объяснить примером.

Отправка документов работнику почтой

Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.

Сотрудника уволили по «статье». Как исправить запись в трудовой книжке на «уволен по собственному желанию»

Сотрудник был уволен «по статье» за прогул с предыдущего места работы. Новый руководитель на предыдущем месте работы готов исправить запись об увольнении в трудовой книжке на «уволен по собственному желанию». Подскажите, пожалуйста, как правильно сделать такое исправление.

Новые правила ведения трудовых книжек

С сентября 2021 года начинает действовать новый порядок ведения и хранения трудовых книжек. Значительных изменений не последует, фактически в документ вошли нормы действующей инструкции по заполнению трудовых книжек и правил их ведения. Ряд требований исключен, например больше не придется просить работника заверить все записи в трудовой книжке при его увольнении или опломбировывать и скреплять сургучной печатью журналы (книги) по учету бланков и движения трудовых книжек. Сами записи в трудовую книжку актуализированы, например, об образовании, увольнении, дистанционной работе. А также утверждены новые формы трудовой книжки и вкладыша в нее. Рассказываем про все важные нововведения, о которых должен знать кадровик, приводим мнения экспертов в области трудового права, кадрового делопроизводства и хранения документов.

Как уволиться, если скончался работодатель

Пандемия коронавируса поднимает важный вопрос, связанный со смертью работодателя: когда скончался генеральный директор, являющийся единственным участником ООО, или работодатель – ​индивидуальный предприниматель. В статье даем советы, куда обращаться в зависимости от конкретных обстоятельств и как получить невыплаченную зарплату. Приводим образцы документов – ​обращения к наследнику работодателя и уведомления о приостановке работы.