Top.Mail.Ru

Работник направил директору жалобу на начальника. Обязан ли работодатель реагировать?

Вопрос
Работник подал на имя руководителя предприятия докладную записку с жалобами и претензиями на своего непосредственного начальника и о принятии в отношении последнего мер. Обязан ли работодатель реагировать на данное сообщение? Обязан ли он предоставить заявителю мотивированный ответ на его жалобу (в локальных актах предприятия об этом ничего не сказано)?
Отвечает

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ТК РФ привлечение работников к дисциплинарной ответственности является правом работодателя. В п. 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»1 указано, что наложение на работника дисциплинарного взыскания является компетенцией работодателя. Таким образом, по общему правилу именно работодатель принимает решение о том, привлекать или нет работника к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем законом установлены случаи, когда применение к работнику дисциплинарного взыскания является обязанностью работодателя. Так, в соответствии со ст. 195 ТК РФ работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации (руководителем структурного подразделения организации, их заместителями) трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. Если факт нарушения подтвердится, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Как мы поняли из вопроса, докладная записка с жалобами и претензиями на своего непосредственного начальника была подана не от представительного органа работников, а работником от себя лично. Норм, обязывающих работодателя в такой ситуации рассмотреть подобную жалобу, сообщить о результатах рассмотрения работнику, а в случае, когда факт нарушения подтвердился, применить дисциплинарное взыскание, трудовое законодательство не содержит.

Кроме того, в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ № 2 указано, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность, принимает необходимые кадровые решения. Таким образом, поскольку указанный в вопросе работник от себя лично подал письменную жалобу руководителю предприятия на своего непосредственного начальника, то решение вопроса о рассмотрении такой жалобы, предоставление заявителю мотивированного ответа и привлечении либо непривлечении начальника к дисциплинарной ответственности отнесено к исключительной прерогативе работодателя.

К сожалению, разъяснений компетентных органов или судебной практики по ситуации, аналогичной приведенной в вопросе, нам обнаружить не удалось.

Сноски 1

  1. Далее – постановление Пленума ВС РФ № 2. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Чем запомнился 2023 год и что ждать работодателям от 2024 года?

Прошлый год, как и предыдущие два, оказался непростым для работодателей. Изменений в трудовом законодательстве немало и многие непосредственно влияют на работу кадровиков. Приходится разбираться в воинском учете, а также законодательстве о защите персональных данных. Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» попросил экспертов выделить наиболее резонансные изменения 2023 года и рассказать, чего они ждут от 2024 года. Будете в курсе прогнозов: по какому пути, скорее всего, пойдет трудовое законодательство и каких тенденций в судебной практике работодателям и кадровым службам стоит опасаться уже сейчас.

Дисциплинарная комиссия: создание, деятельность, оформление протоколов

Как действовать службе персонала при выработке мер по укреплению дисциплины труда и привлечению работников к ответственности? Какие методы помогут обезопасить от нарушений установленного законом порядка, обеспечат соблюдение принципов справедливости и законности при наложении дисциплинарных взысканий? В статье отвечаем на эти вопросы, говорим о создании системы, которая (при ее налаженной работе) поможет упорядочить процесс привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности, унифицировать связанный с этим документооборот, а также поспособствует своевременному выявлению причин нарушений трудовой дисциплины и их устранению. Даем понятный алгоритм наложения дисциплинарного взыскания, образцы приказов о создании (постоянной и разовой, на событие) дисциплинарной комиссии, а также 3 образца оформления протоколов заседаний дисциплинарных комиссий (для разных стадий процесса ее работы), которыми вы сможете воспользоваться на практике.

Если во время больничного работник поехал отдыхать

Работодателю стало известно, что работник в период больничного поехал отдыхать с семьей. Вправе ли работодатель привлечь работника к дисциплинарной ответственности в этом случае?

Можно ли использовать депремирование как наказание?

Лишение премии или снижение ее размера некоторые работодатели используют для наказания провинившегося или неугодного работника. Но можно ли по закону использовать депремирование как наказание? Допустимо ли устанавливать и уменьшать размер премии произвольно? И вправе ли работодатель лишить премии работника, привлеченного к дисциплинарной ответственности, либо это запрещено как двойное наказание? Как смотрят суды на вопросы депремирования? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя. А еще узнаете, какое революционное по сути постановление принял КС РФ в июне этого года, запретив работодателям снижать премиальные выплаты более чем на 20% от размера месячной зарплаты работника.

Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени

Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – ​вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.

Как составить характеристику на работника и не нарушить закон

Казалось бы, составление характеристики на работника – дело нехитрое. Что стоит взять один из шаблонов, коих множество в справочных системах и в глобальной сети, и заполнить его на работника? Однако иногда в дело вмешиваются обстоятельства. Например, если работодатель не хочет составлять на работника хорошую «стандартную» характеристику, а напротив, намерен зафиксировать ненадлежащее отношение работника к труду. Такие ситуации могут привести сотрудника и работодателя в суд. Практикующие юристы рассказывают о том, как составить характеристику на работника и при этом не проиграть дело в суде, если он будет недоволен и обратится с иском. В статье есть образцы характеристик под различные ситуации.

Чем запомнился 2023 год и что ждать работодателям от 2024 года?

Прошлый год, как и предыдущие два, оказался непростым для работодателей. Изменений в трудовом законодательстве немало и многие непосредственно влияют на работу кадровиков. Приходится разбираться в воинском учете, а также законодательстве о защите персональных данных. Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» попросил экспертов выделить наиболее резонансные изменения 2023 года и рассказать, чего они ждут от 2024 года. Будете в курсе прогнозов: по какому пути, скорее всего, пойдет трудовое законодательство и каких тенденций в судебной практике работодателям и кадровым службам стоит опасаться уже сейчас.

Дисциплинарная комиссия: создание, деятельность, оформление протоколов

Как действовать службе персонала при выработке мер по укреплению дисциплины труда и привлечению работников к ответственности? Какие методы помогут обезопасить от нарушений установленного законом порядка, обеспечат соблюдение принципов справедливости и законности при наложении дисциплинарных взысканий? В статье отвечаем на эти вопросы, говорим о создании системы, которая (при ее налаженной работе) поможет упорядочить процесс привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности, унифицировать связанный с этим документооборот, а также поспособствует своевременному выявлению причин нарушений трудовой дисциплины и их устранению. Даем понятный алгоритм наложения дисциплинарного взыскания, образцы приказов о создании (постоянной и разовой, на событие) дисциплинарной комиссии, а также 3 образца оформления протоколов заседаний дисциплинарных комиссий (для разных стадий процесса ее работы), которыми вы сможете воспользоваться на практике.