Трудовое законодательство не возлагает на работников обязанности информировать работодателей о своем уходе на больничный. Согласно ст. 214 ТК РФ работник обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления). Однако полагаем, что по смыслу этой нормы речь в ней идет об изменениях самочувствия работника в процессе работы.
При этом среди специалистов распространена точка зрения о том, что работодатель может предусмотреть обязанность работника по уведомлению работодателя о периоде временной нетрудоспособности в локальных нормативных актах. Так, в частности, Ленинградский областной суд, признавая, что ТК РФ на работника не возлагается обязанность сообщать работодателю о нахождении на больничном, все же допускает возможность внесения такой обязанности в ЛНА (см. определение от 16.04.2015 № 33-2052/2015).
Однако, на наш взгляд, даже если работодатель и предусмотрит в ЛНА требование к работнику уведомлять работодателя о своей нетрудоспособности, это не может повлечь для работников никаких последствий. Ведь в период временной нетрудоспособности работник в принципе не должен исполнять свои трудовые обязанности. А значит, и исполнения обязанности по уведомлению работодателя от него требовать нельзя. Аналогичная позиция представлена, например, в ответе Роструда на онлайнинспекция.рф. При этом его специалисты справедливо отмечают, что работодатель вправе включить в локальные нормативные акты норму об информировании работодателя о временной нетрудоспособности сотрудника как рекомендательную.
Точка зрения о недопустимости возлагать на работников обязанность по уведомлению работодателя о выходе на больничный приведена также в решении Ванинского районного суда Хабаровского края от 06.08.2020 № 2-444/2020.
Полагаем, что работник вправе проинформировать работодателя об открытии больничного листа любыми доступными способами, поскольку они прямо не установлены локальным нормативным актом работодателя (см. определение Свердловского областного суда от 17.05.2019 № 33-7884/2019).
Отметим, что решения Верховного Суда РФ по данному вопросу нами не обнаружены.