Близится Новый год и, чтобы не ломать голову в самый последний момент, подарки и сувениры надо планировать. В статье мы даем рекомендации о том, каким должен быть деловой сувенир по качеству и по стоимости. Мы также расскажем, как принимать подарки.
Умение дарить и принимать подарки – важный элемент личной и профессиональной жизни. Близится Новый год, поэтому отдельным пунктом в списке покупок значатся сувениры коллегам, партнерам или начальству. Очень хорошо, если жизненный опыт или интуиция подскажут, как быть в определенных ситуациях, а если нет, в первую очередь пострадает имидж компании. Чтобы не ломать голову в самый последний момент, не выкраивать непредвиденные суммы из бюджета, подарки и сувениры надо планировать.
Подарки, плавно переходящие в бизнес-сувениры
В преддверии праздников перед многими стоит проблема выбора подарка для коллег и руководства. И зачастую этот выбор труден, поскольку он должен определяться не только традициями и вкусами дарящего, но и элементами делового этикета. При выборе сувениров важно учесть вкусы и интересы человека, которому он предназначен. Даже если человек, которому предполагается преподнести дар, очень близкий друг, все равно следует учесть род деятельности и не дарить, например, рыболовные снасти. Деловыми подарками получателям демонстрируется, насколько их ценят и уважают.
Деловой сувенир должен быть недорогим. Даже если вы работаете в преуспевающей фирме, дорогостоящих подарков не следует делать ни гостям, ни сослуживцам, ни начальнику. Иначе своим подарком вы поставите их в неловкое положение. Слишком дорогостоящий подарок может быть расценен как взятка. Только в особо торжественных случаях, таких, как день рождения, повышение по работе, уход на пенсию, можно подарить более дорогой подарок. Подарки для сослуживцев одного ранга должны быть примерно одинаковыми по стоимости, чтобы не вызвать обид.
В современных организациях существует набор стандартных бизнес-сувениров, начиная от шариковой ручки с бизнес-символикой и заканчивая шоколадными наборами с символикой компаний. Выбор разнообразен и параметры цен очевидны. Например, никому не придет в голову подносить высокопоставленному лицу обычную шариковую ручку или деревянный карандашик. То есть, выбирая подарки, следует не впадать в крайности. Недорогой не значит дешевый.
Во все времена и по сегодняшний день подарок нес помимо утилитарно-предметной функции некую идеологическую ценность. В обмене бизнес-сувенирами основная ценность – это успешность. Все люди хотят быть успешными – кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Нельзя оспорить того факта, что у каждого человека есть мечты и желания. Они могут касаться как материальной стороны, так и духовной. Например, для кого-то важным является эмоционально комфортное состояние, которое может выражаться в окружении себя компанейскими людьми. А кому-то очень важна напряженная интересная работа или то и другое сразу. Подаренные сувениры, намекнувшие или открыто подчеркивающие пожелание успеха, оставят очень хорошее впечатление.
Если работникам вашей организации, занимающим сопостовимые должности, нужно дарить равноценные подарки, то с партнерами все обстоит иначе.
Зачастую корпоративные сувениры не являются просто выражением любви, щедрости или признательности. Дарители преследуют определенные цели. Например, если в течение какого-то периода компания-партнер оказывала значимые услуги или много помогала сверх формальных договоренностей в силу личных качеств определенных сотрудников, то подарком можно компенсировать условную задолженность и загладить чувство вины.
Если в бизнес-процессах участвует несколько партнеров, стоит учесть долгосрочность сотрудничества и не уравнивать специалиста, проработавшего неделю, со специалистом, с которым несколько лет идет плодотворное сотрудничество.
Готовь сани летом
Попытка учесть все нюансы похвальна, однако в реальной жизни, загруженной производственно-финансовыми проблемами, на подарки зачастую приходится отвлекаться в последний момент. Чтобы упростить поспешные сборы сувениров, следует планировать, что и кому необходимо подарить. В рекламном бизнесе самая горячая пора начинается с сентября: большинство компаний заказывает рекламно-поздравительную продукцию. Но если в текущем году бюджет ограничен и придется довольствоваться стандартными подношениями, то на следующий год можно распланировать все до мельчайших подробностей и – главное – утвердить «подарочный» бюджет.
Пять шагов планирования подарков:
- во-первых, составляется список внештатных персон, которых хотелось бы одарить (см. Таблицу 1). Этот список...