Top.Mail.Ru
Вспомните строки из Библии: «Все действия, сокращающие жизнь — дух ненависти, мести, злобные чувства — являются также убийством». Если самоубийство не входит в ваши планы, попробуем вместе разобраться, что собой представляют конфликты, по какой причине возникают и как правильно поступать в подобных ситуациях.
«Чтоб тебя!..» – если подобные мысли по отношению к коллеге все чаще посещают вас, скорее всего, назревает конфликт на рабочем месте. Эта разновидность конфликта отличается особо тяжелыми последствиями для истерзанной психики современного человека, ведь значительную часть жизни мы проводим среди коллег, в трудовом коллективе.

Любой рабочий процесс – это потенциальный конфликт. А уж если имеется его олицетворенный источник… Сухая статистика такова: стресс на работе провоцирует 38% сердечно-сосудистых заболеваний. Конечно, готовых рецептов сглаживания конфликтов между коллегами нет. В идеале каждый должен нести ответственность за климат в команде, выполняющей общее дело, но на практике самое сложное – уметь разделять личную неприязнь и деловые интересы. В конфликте люди застревают на обсуждении недостатков друг друга, забывая о том, что изначально вызвало напряжение. Враждующие стороны стремятся защититься, одновременно стараясь посильнее «ужалить» противника. По существу, это бессмысленно, потому что проблема остается нерешенной, а отношения могут быть испорчены надолго.

Вспомните строки из Библии: «Все действия, сокращающие жизнь – дух ненависти, мести, злобные чувства – являются также убийством». Если самоубийство не входит в ваши планы, попробуем вместе разобраться, что собой представляют конфликты, по какой причине возникают и как правильно поступать в подобных ситуациях.

Конфликт – это не простой спор между людьми, чьи мнения не сходятся по какому-то вопросу, а серьезное разногласие или даже столкновение противоположных интересов. Для него всегда характерно эмоциональное поведение сторон. Скандал может долго назревать, а потом, получив искру (формальный повод), разразиться как гром среди ясного неба. Порой он происходит между людьми, много лет проработавшими бок о бок, но копившими раздражение, не желая его высказывать. А бывает, приходит новичок, чьи устремления идут вразрез с интересами кого-то из сослуживцев.

Вариации на заданную тему

Конфликты в рабочем коллективе можно разделить на группы в зависимости от того, кто их инициирует:

  • начальник с подчиненным,
  • подчиненный с начальником,
  • коллеги между собой.

Кроме того, существует классификация по количеству вовлеченных:

  • межличностный конфликт,
  • конфликт одного человека с группой,
  • между двумя группами.

По статистике, 75–80% межличностных конфликтов возникает по причине материальной неудовлетворенности отдельных сотрудников, хотя внешне это может проявляться как несовпадение характеров или личных взглядов.

Межличностные конфликты

Говоря о «персональных» конфликтах работников, чаще всего имеют в виду конфликты «по вертикали» (с руководителем). Считается, что это более напряженная линия взаимодействия, и здесь чаще возникают конфликты, чем в отношениях «по горизонтали» (при взаимодействии с коллегами), поскольку в отношениях с начальством могут персонифицироваться и более широкие проблемы отношений человека с организацией.

По статистике, около половины трудящихся находятся в условиях явного конфликта. Причем в 88% всех ролевых конфликтов присутствует давление сверху, а в 57% этих случаев источник давления описывается безлично, как «компания» или «руководство».

Таблица 1. Типы социально-психологических производственных конфликтов

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Амбиции руководителя

На каком этапе развития сейчас находится Россия – прогноз Льва Гумилева опытный управленец сравнивает с объективной реальностью, которая нас окружает. Какие цели поддерживаются сейчас попутным ветром перемен. Через какие стадии развития проходит человек, прежде чем амбициозные цели станут для него естественными. Почему стоит замахиваться на глобальные цели.

Телефонный этикет – советы на каждый день

Как начать телефонный разговор? Кто его должен завершать? Как помощнику «созвонить» своего руководителя с другим человеком? Как реагировать на 2-й звонок, если вы еще не завершили разговор с 1-м собеседником? Зачем выключать телефон, когда вы пришли на переговоры? И наоборот, что делать, если при этом вы ждете важный звонок или сообщение? Поясняем эти и другие моменты, с которыми мы постоянно сталкиваемся при деловом общении по телефону.

Мотивация на острие треугольника, или Новый взгляд на пирамиду Маслоу

После новогодних каникул надо «включить» себя и весь коллектив в работу. Руководителям приходится активно мотивировать подчиненных и постоянно стимулировать их к плодотворному труду, наподобие того, как это делают родители по отношению к своим детям. Почему один движется сам, а на другого приходится тратить силы, внимание, время? Ответ на этот вопрос дает теория Маслоу, сформулированная им уже в зрелые годы. Большинство знает ее укороченный вариант, предлагаем ознакомиться целиком, и тогда многое станет понятно. А заодно покажем современный ассортимент иных концепций мотивации.

Корпоратив в русском стиле

Что особенного может дать новогодний корпоратив в русском стиле, т.е. сначала отвечаем на вопрос «зачем?» А потом показываем, как организовать такой праздник: примеры игр и секреты успеха этого мероприятия.

Как распознать и обезвредить манипулятора?

Хотите распознать «кукловодов» в своей жизни и стать свободным от их «нитей-щупалец»? Тогда эта статья для вас! Разобраться вам поможет описание приемов манипуляторов, снабженное «иллюстрациями» в виде конкретных ситуаций. А дальше вы получите в свое распоряжение целый арсенал: когда не будете уверены в факте манипуляции или не захотите накалять ситуацию, сможете воспользоваться пассивными методами защиты... но если терять уже нечего, то сможете перейти и к активным действиям. Имея такой щит и меч, отучите манипуляторов от мысли, что вы – легкая добыча! Ценность статьи – в предложенных простых и эффективных способах поведения, формулировках для диалогов и внутренних установках (вы поймете, что как работает).

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи – на свете правды больше станет». Сказка способна лечить детей и взрослых, помогает им находить решения в сложных жизненных ситуациях. Как ей это удается? Какой язык и какие приемы она использует? Какие виды сказок чему учат? Как подобрать сказку под конкретные потребности и возраст слушателя?

Подпись глазами графолога

Большинство документов сейчас распечатывается на принтере, но рукописная подпись на них все же присутствует. Что она может рассказать вам о ее обладателе? Мы на примерах объясняем, как провести ее графологическую экспертизу (в каком порядке действовать, какие элементы подписи о каких чертах личности могут свидетельствовать, как относиться к полученным выводам).

Эмоциональный шантаж

Описание типажей манипуляторов, прибегающих к эмоциональному шантажу, и используемых ими приемов поможет вам лучше распознавать их в своем окружении (активных и молчаливых карателей, самопожертвователей, мучеников, искусителей). Далее предлагаем алгоритм выхода из-под манипуляции: как изменить свои установки и роль, что отвечать в конкретных ситуациях (при попытке заставить сдаться немедленно, при угрозах, оскорблениях, навешивании ярлыков... и для преодоления враждебности).