Вспомните строки из Библии: «Все действия, сокращающие жизнь — дух ненависти, мести, злобные чувства — являются также убийством». Если самоубийство не входит в ваши планы, попробуем вместе разобраться, что собой представляют конфликты, по какой причине возникают и как правильно поступать в подобных ситуациях.
«Чтоб тебя!..» – если подобные мысли по отношению к коллеге все чаще посещают вас, скорее всего, назревает конфликт на рабочем месте. Эта разновидность конфликта отличается особо тяжелыми последствиями для истерзанной психики современного человека, ведь значительную часть жизни мы проводим среди коллег, в трудовом коллективе.Любой рабочий процесс – это потенциальный конфликт. А уж если имеется его олицетворенный источник… Сухая статистика такова: стресс на работе провоцирует 38% сердечно-сосудистых заболеваний. Конечно, готовых рецептов сглаживания конфликтов между коллегами нет. В идеале каждый должен нести ответственность за климат в команде, выполняющей общее дело, но на практике самое сложное – уметь разделять личную неприязнь и деловые интересы. В конфликте люди застревают на обсуждении недостатков друг друга, забывая о том, что изначально вызвало напряжение. Враждующие стороны стремятся защититься, одновременно стараясь посильнее «ужалить» противника. По существу, это бессмысленно, потому что проблема остается нерешенной, а отношения могут быть испорчены надолго.
Вспомните строки из Библии: «Все действия, сокращающие жизнь – дух ненависти, мести, злобные чувства – являются также убийством». Если самоубийство не входит в ваши планы, попробуем вместе разобраться, что собой представляют конфликты, по какой причине возникают и как правильно поступать в подобных ситуациях.
Конфликт – это не простой спор между людьми, чьи мнения не сходятся по какому-то вопросу, а серьезное разногласие или даже столкновение противоположных интересов. Для него всегда характерно эмоциональное поведение сторон. Скандал может долго назревать, а потом, получив искру (формальный повод), разразиться как гром среди ясного неба. Порой он происходит между людьми, много лет проработавшими бок о бок, но копившими раздражение, не желая его высказывать. А бывает, приходит новичок, чьи устремления идут вразрез с интересами кого-то из сослуживцев.
Вариации на заданную тему
Конфликты в рабочем коллективе можно разделить на группы в зависимости от того, кто их инициирует:
- начальник с подчиненным,
- подчиненный с начальником,
- коллеги между собой.
Кроме того, существует классификация по количеству вовлеченных:
- межличностный конфликт,
- конфликт одного человека с группой,
- между двумя группами.
По статистике, 75–80% межличностных конфликтов возникает по причине материальной неудовлетворенности отдельных сотрудников, хотя внешне это может проявляться как несовпадение характеров или личных взглядов.
Межличностные конфликты
Говоря о «персональных» конфликтах работников, чаще всего имеют в виду конфликты «по вертикали» (с руководителем). Считается, что это более напряженная линия взаимодействия, и здесь чаще возникают конфликты, чем в отношениях «по горизонтали» (при взаимодействии с коллегами), поскольку в отношениях с начальством могут персонифицироваться и более широкие проблемы отношений человека с организацией.
По статистике, около половины трудящихся находятся в условиях явного конфликта. Причем в 88% всех ролевых конфликтов присутствует давление сверху, а в 57% этих случаев источник давления описывается безлично, как «компания» или «руководство».
Таблица 1. Типы социально-психологических производственных конфликтов