Оптимальное поведение менеджеров: мифы и реалии

Попробуем прикоснуться к неписаным правилам поведения эффективных управленцев, которые знают о человеческой душе нечто большее, чем остальные. Хотя она все равно остается «загадкой за семью печатями», окутанной мифами. Мы расскажем вам о том, чего вы не найдете в западных учебниках по ­управлению персоналом.

Вам вряд ли удастся найти должностную инструкцию, в которой было бы четко прописано поведение менеджера с учетом всех профессиональных и человеческих особенностей. Управленец «рулит» не бизнес-процессами, а людьми, которые влияют на эти бизнес-процессы. Потому он должен глубоко понимать человеческую природу, а это уже искусство, в котором совершенствоваться можно бесконечно. И не случайно в советские и перестроечные годы лучших выпускников философских факультетов активно приглашали на работу в партийные структуры и КГБ.

Зачем нам правила?

Сейчас в России плановую экономику, разрушенную во времена перестройки, пытаются заменить иностранными, суррогатными моделями ведения бизнеса, совершенно не адаптированными к нашей ментальности. Отечественные купеческие традиции были сметены революционными преобразованиями и позднее всячески дискредитировались, как мещанские, потому приходится признать их уничтожение на корню. Бессмысленно пытаться восстановить именно их, сам мир изменился, ­потому строить нужно что-то новое.

Пример 1

Например, «купеческое слово» базировалось на том, что большинство контактирующих людей «знали друг друга, а если и не знали, то слышали». И когда человек не держал своего слова, то в купеческой среде об этом узнавали и долго помнили, потому не хотели иметь с ним дело. Более того, помнили не только поступки человека, но и его отца, деда и т.п. Честное слово – это еще и инструмент формирования доверия, без которого люди вместе бизнесом заниматься не станут, оно позволяло «экономить на юристах» и проще заключать сделки. Привычка ценить свое слово за много-много поколений так въелась в купцов, что это было для них уже естественным, глубоко укоренившимся качеством. Утерявших его купеческая среда выбрасывала во вне.

Законы этого «закрытого клуба» хорошо знал Островский и показывал в своих пьесах. Вот диалог из «Бесприданницы»:

Лариса (взглянув на Вожеватова):
- Вася, я погибаю!..

Вожеватов:
- Лариса Дмитриевна, уважаю я вас и рад бы... я ничего не могу.
Верьте моему слову!

Лариса:
- Да я ничего и не требую от тебя, я прошу только пожалеть меня.
Ну, хоть поплачь со мной вместе!

Вожеватов:
- Не могу, ничего не могу.

Лариса:
- И у тебя тоже цепи?

Вожеватов:
- Кандалы, Лариса Дмитриевна.

Лариса:
- Какие?

Вожеватов:
- Честное купеческое слово.

Сейчас в отсутствие собственной устоявшейся бизнес-традиции вакуум пытаются заполнить импортной корпоративной субкультурой. Китайские, американские и европейские компании сильно отличаются друг от друга. В них по-разному предлагают расти и развиваться менеджерам, разные предъявляются требования к внешнему виду, манере поведения, стилю ведения бизнеса и взаимоотношений в команде. Но недаром говорят: «Что русскому хорошо, то немцу смерть». Методики и принципы управления персоналом, должны учитывать менталитет «объекта» своего воздействия. А наше отличие от европейцев, американцев, китайцев и японцев ­существенное.

Пример 2

Во времена Петра I немецкие торговцы порой отказывались ехать в российскую глубинку с товаром без охраны, страх за свою жизнь основывался на непонимании наших традиций и устоев, а наша манера ведения торговых дел немцев повергала в шок. Чопорность, педантичность, немецкая аккуратность и порядок во всем испытывались на прочность. Миф о том, что с русскими невозможно торговать, был разрушен царем Петром с помощью компромиссных указов и предписаний, вводимых в торговое дело, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы».

А фактически что мешало начать широкую торговлю? Разный менталитет, отсутствие доверия. Петр I начал формировать среду с понятными обеим сторонам правилами игры.

С похожей задачей сталкиваются современные менеджеры – нужно формировать правила игры, которые бы приняло большинство и которые бы сделали деловую среду жизнеспособной, а не деградирующей и саморазрушающейся.

Как соотносятся однокоренные слова «правило» и «править»? В правиле отражена закономерность, постоянное соотношение каких-либо явлений, причин и следствий. Менеджеры, понимающие правила, получают возможность править или управлять. Кстати, у слова «править» есть еще такие оттенки смысла, как исправлять, делать правильным.

На самом деле правила не придумываются, они заимствуются у Вселенной, разумеется, с теми субъективными поправками, которые ­привносит в них человек.

Пример 3

Внимательные инженеры уже много чего позаимствовали у природы. Например, прочность сотовой структуры и реактивный двигатель. Да, да, принцип его действия был замечен в опытах с простейшими (класс жгутиковых). Медузохлорис фиоле походит на медузу по типу передвижения: сдвигая сидящие по краям зонтиковидного тела жгутики, это простейшее выбрасывает струю воды и благодаря этому движется в противоположном направлении. Еще совершеннее принцип реактивного движения реализуется у краспедотеллы пилеолюс: вода набирается внутрь тела, а затем с силой выбрасывается через сужаемые к тому времени отверстия.

Пример 4

В управлении людьми используется принцип, замеченный у насекомых (светлячков и др.). Отдельные особи действуют несинхронно и разнонаправленно, но если одновременно 5–7% особей что-то сделали одинаково, то вся масса начинает действовать так же. Позже аналогичные эксперименты были проведены с людьми и подтвердили справедливость этого правила: 5–7% активных в нужный момент «подсадных уток» способны управлять действиями толпы.

...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Женский диалог о женской карьере

Интервью с Ириной Токаревой, психотерапевтом, клиническим психологом, доцентом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), которая имеет обширную консультационную практику. Предлагаем вместе разобраться, какие психологические барьеры чаще всего мешают женщинам выстраивать свою карьеру... и получить грамотные советы. В чем заключается гормональная защита женщины. Что делать, если на работу уходит слишком много времени и женщина начинает чувствовать вину перед ребенком и мужем за недостаток внимания к ним. Как сильной женщине не сломать собственного сына. Как вести себя с кричащим начальником. Как строить карьеру, не споря со своей женской природой.

Как мотивировать себя на работу

Предлагаем вам посмотреть на свою ситуацию, быть может, вы заметите у себя описываемые нами проблемы, из-за которых люди теряют интерес к работе. Поставить правильный диагноз – это уже половина успеха на пути к выздоровлению. Даем также 4 техники возвращения мотивации (и заметим, что все они приятные в выполнении :)

Уважение – ключик, который открывает солидные двери

На каком этапе у человека появляется потребность в уважении. И как можно гасить конфликты через удовлетворение этой потребности. Различайте людей, которым важно быть или достаточно казаться уважаемыми. Как это связано с возможностью выхода в более высокий круг общения, где тебя примут за своего, с властью над людьми и жизнеспособностью человека и общества.

Корпоратив онлайн тоже возможен

Рассказываем, как можно организовать корпоративное празднование Нового года в онлайн-формате, в чем его плюсы. Такого у вас, скорее всего, еще не было!

Как распознать и обезвредить манипулятора?

Хотите распознать «кукловодов» в своей жизни и стать свободным от их «нитей-щупалец»? Тогда эта статья для вас! Разобраться вам поможет описание приемов манипуляторов, снабженное «иллюстрациями» в виде конкретных ситуаций. А дальше вы получите в свое распоряжение целый арсенал: когда не будете уверены в факте манипуляции или не захотите накалять ситуацию, сможете воспользоваться пассивными методами защиты... но если терять уже нечего, то сможете перейти и к активным действиям. Имея такой щит и меч, отучите манипуляторов от мысли, что вы – легкая добыча! Ценность статьи – в предложенных простых и эффективных способах поведения, формулировках для диалогов и внутренних установках (вы поймете, что как работает).

Уважение – ключик, который открывает солидные двери

На каком этапе у человека появляется потребность в уважении. И как можно гасить конфликты через удовлетворение этой потребности. Различайте людей, которым важно быть или достаточно казаться уважаемыми. Как это связано с возможностью выхода в более высокий круг общения, где тебя примут за своего, с властью над людьми и жизнеспособностью человека и общества.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи – на свете правды больше станет». Сказка способна лечить детей и взрослых, помогает им находить решения в сложных жизненных ситуациях. Как ей это удается? Какой язык и какие приемы она использует? Какие виды сказок чему учат? Как подобрать сказку под конкретные потребности и возраст слушателя?

Подпись глазами графолога

Большинство документов сейчас распечатывается на принтере, но рукописная подпись на них все же присутствует. Что она может рассказать вам о ее обладателе? Мы на примерах объясняем, как провести ее графологическую экспертизу (в каком порядке действовать, какие элементы подписи о каких чертах личности могут свидетельствовать, как относиться к полученным выводам).