Поводом к написанию статьи стали изменения законодательства в отношении открытых данных, вступившие в силу 1 июля 2013 года, которые, видимо, станут базой для дальнейших инициатив «сверху» по принуждению госорганов выкладывать в открытом доступе в Интернете имеющиеся в их распоряжении данные в машиночитаемом виде (за исключением защищаемой законом тайны и конфиденциальных сведений). Какие риски следует учесть госорганам? С какими проблемами могут столкнуться пользователи открытых данных? Какова цена вопроса и возможная отдача? И, главное, как превратить открытые данные из пиар-игрушки в серьезный инструмент развития экономики?

Что такое открытые данные?

В концепциях построения «открытого правительства» одним из ключевых элементов является идея «открытых данных», которая применительно к системе государственного управления может иметь узкую и широкую трактовку.

В узком понимании «открытые данные» – это государственные данные в машиночитаемом виде, раскрываемые бесплатно и без каких-либо ограничений на их использование, связанных с авторскими правами, патентами и любыми другими ограничениями.

Летом 2013 года в российском законодательстве появилось российское определение «открытых данных», которое можно отнести именно к узкой трактовке понятия (что неудивительно, поскольку, как показывает практика, государственные органы стремятся максимально его сузить).

Фрагмент документа

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Статья 7 «Общедоступная информация»

...4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

Иногда предписываются конкретные форматы представления данных, т.е. форматы, которые специально предназначены для обработки данных. Это прежде всего:

  • электронные таблицы;
  • базы данных;
  • наборы данных, представленные в различных форматах.

Существует и более широкое толкование, когда под «открытыми данными» понимается раскрытие имеющейся у государства и у выполняющих общественно-значимые функции организаций информации не только в машиночитаемом виде и не только бесплатно и без ограничений, – поскольку с точки зрения как государственных органов, так и потребителей этой информации, непроходимой пропасти между различными формами ее раскрытия нет. Формы раскрытия одной и той же информации могут выбираться в зависимости от конкретных обстоятельств, с учетом имеющихся рисков, коммерческой ценности информации, возможностей государственного органа по приведению ее к определенному стандартному виду и т.д.

При широком толковании главным в концепции «открытых данных» является передача государством своих информационных ресурсов заинтересованным в них сторонам с целью повторного использования.

Читатели могут задать вопрос: «Так какие же данные являются открытыми?» Отвечаю: «Фактически любые (за исключением защищаемой законом тайны и конфиденциальных сведений), если они представлены в удобной для обработки форме (электронные таблицы, базы данных, XML-файлы и т.п.)».

Пример 1

Распоряжением Правительства РФ № 1187-р от 10.07.2013 был определен перечень общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в Интернете в форме открытых данных:

  • Перечень территориальных органов и представительств (представителей) федерального органа власти за рубежом (при наличии);
  • Перечень подведомственных организаций (при наличии);
  • План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на очередной год;
  • Информация о результатах плановых и внеплановых проверок, проведенных федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях;
  • Статистическая информация, сформированная федеральным органом исполнительной власти в соответствии с федеральным планом статистических работ, а также статистическая информация по результатам проведенных плановых и внеплановых проверок;
  • Сведения о вакантных должностях государственной гражданской службы, имеющихся в федеральном органе исполнительной власти и его территориальных органах;
  • Реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти;
  • Иная общедоступная информация о деятельности федеральных органов исполнительной власти, подлежащая размещению в сети Интернет в форме открытых данных в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решениями Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства и приказами федеральных органов исполнительной власти.

Эту информацию и раньше принято было размещать на официальных сайтах органов государственной власти. Давайте, например, посмотрим раздел «Открытые данные» сайта Федерального архивного агентства (http://archives.ru/opendata) – показан на Рисунке 1. Сами данные представлены в виде Excel-таблиц, которые можно скачать и использовать.

Одновременно на сайте Росархива те же данные размещены и в виде готовых текстовых таблиц (http://archives.ru/reporting/indicators/2013-deyatelnost-plan-federal.shtml) – см. Рисунок 2.

Рисунок 1. Раздел «Открытые данные» на сайте Росархива

Рисунок 2. Данные на сайте Росархива

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Работа в электронных почтовых сервисах

Какие организации обязаны использовать только отечественное ПО для электронной почты. Адрес Единого реестра отечественного ПО Минцифры России. Перечень и основные характеристики самых распространенных отечественных программ электронной почты. Правила ведения электронной переписки. Какой порядок действий убережет от распространенных ошибок. Как оптимизировать хранение писем. Что можно понять из адреса электронной почты.

Управление исправлениями в режиме рецензирования Word

Автоматизировать последовательное согласование проекта документа несколькими людьми можно при помощи режима рецензирования в Word. Как его включить и установить пароль на отмену. Как управлять визуализацией выделения всех правок текста (удаление, добавление, изменение форматирования, кто когда и что из этого внес). Как можно вставлять комментарии к ним. Как в любой момент можно распечатать текст с визуализацией этих правок либо без нее в его первоначальном или итоговом варианте. Как отменять и применять предложенные правки. Если вы получили файл с изменениями, которые не выделены, то Word их может сам найти и отметить (особенно удобно при согласовании документов с другими организациями, например, договоров). А при параллельном согласовании правки из всех вариантов файла можно слить в один файл – в него все войдет и все будет выделено.

Колонтитулы в документах для нумерации страниц, парафирования, логотипа и др.

Показываем пошагово, как в Word можно установить нумерацию страниц по правилам ГОСТ Р 7.0.97: посередине верхнего поля документа, начиная только со 2-й страницы; в едином файле для части страниц начинать нумерацию заново (например, для приложений к договору или приказу) либо менять ориентацию страниц (например, для таблиц и схем). В верхнем колонтитуле удобно размещать логотип, гриф ограничения доступа к документу, вид документа и номер его редакции. А в нижнем колонтитуле – отметку об исполнителе, парафирование страниц, гиперссылки.

Практический опыт внедрения электронной транспортной накладной в ритейле

Для перевозки какой продукции с 1 сентября 2025 года будет необходима электронная транспортная накладная (ЭТрН), прежде законодатель устанавливал дату «старта» на 1 марта 2025 года! Какие послабления действуют до 1 марта 2027 года. Где и сколько хранить ЭТрН. Требования каких нормативных актов следует учитывать. Один из первопроходцев внедрения ЭТрН в ритейле делится своим опытом. Какие решения есть на рынке, по каким критериям из них лучше выбирать. Как организовать работу, чтобы внедрить ЭТрН в информационные системы организаций холдинга (поставщиков, торговых точек, др.), а также сторонних перевозчиков. Какие «узкие» места пока есть и как их можно «расшивать».

Режим рецензирования в Word: автоматическое выявление правок

Режим «Рецензирование» существенно облегчает разработку, согласование вордовского документа группой людей – он автоматически фиксирует каждую вставку, удаление, перемещение текста, форматирование и все это пользователи еще могут комментировать! Показываем, как управлять отображением правок (каким способом, какие типы и от каких пользователей показывать, как определить автора изменений, как распечатать исходный или окончательный вариант текста). Как выявить правки, которые коллега пытался вставить незаметно! Можно объединить в одном документе правки от разных людей, присланные ими в разных версиях файла. А еще можно защитить документ от редактирования либо установить пользователям пределы дозволенного. Даже если режимом «Рецензирование» уже пользуетесь, из этой статьи сможете узнать новые «ювелирные» настройки, которые сделают вашу работу еще удобнее.

Контроль исполнения поручений в MS Excel

Автор напоминает основные принципы организации контроля исполнения поручений, а потом подробно объясняет, как удобнее автоматизировать эту работу с использованием стандартных возможностей MS Excel (какие поля в таблице регистрационной формы пригодятся, как настроить фильтрацию данных и пользоваться ею, какие сведения удобно выделять автоматически). Статья особенно пригодится тем, кому на покупку специализированного программного обеспечения для автоматизации делопроизводства денег пока не дают.

Презентация годового отчета и плана

Раскрыты секреты создания эффектной презентации в современном стиле для деловых отчетов и планов: как сделать данные наглядными, как привлекать внимание, как лучше форматировать гистограммы и диаграммы, как использовать шрифты, цвета и картинки, где взять бесплатные фото и иконки. Описаны интересные возможности программы PowerPoint из Microsoft Office, которые стоит применять.

Что препятствует массовому переходу организаций к безбумажной модели документооборота

Приведен список из более 60 действующих нормативных правовых и методических документов в сфере управления документами, которые мы систематизировали по 6 разделам: требования к документированию деятельности, автоматизации, работе с документами и данными, их хранению, работе с электронными документами и подписями и др. Авторы статьи рассматривают причины, по которым данная система регламентации и существующие подходы в СЭД пока не позволяют массово внедрить безбумажную модель документооборота. Предложено сформировать эталонную модель цифрового документооборота электронных подлинников документов (с готовыми решениями вместо перечня правил) в виде отечественного стандарта. Его разработкой уже занимается экспертная компания «ДокМенеджмент Консалт», рассказываем, какие пробелы он призван восполнить, какие конкретные методики работы воплотить.