В каких сферах существенно меняются правила работы с усиленной электронной подписью? Основная масса изменений вступит в силу 1 июля 2020 года. А что законодатель отложил на потом: до 1 января 2021 и 2022 года? Каковы последствия признания квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи официальным документом?

«Тектонические» сдвиги в законодательстве

Правила использования усиленной электронной подписи 1 существенно изменил Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об электронной подписи” 2 и статью 1 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”».

Вот перечень сфер, которые либо регулируются впервые, либо претерпели существенные изменения:

  • уточнены полномочия федеральных органов исполнительной власти в области использования ЭП;
  • скорректированы обязанности участников электронного взаимодействия при использовании усиленных ЭП;
  • установлены новые требования к аккредитованным удостоверяющим центрам (УЦ) и самой их аккредитации;
  • появилась статья про федеральный государственный надзор в сфере ЭП;
  • корректируются правила использования квалифицированной ЭП:
    • физических лиц;
    • юридических лиц;
    • лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов, должностных лиц госорганов и органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также нотариусов и лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий;
    • индивидуальных предпринимателей;
  • прописаны правила оформления доверенностей, необходимых для использования КЭП;
  • появилась отдельная статья об использовании КЭП в государственных информационных системах;
  • установлены правила аккредитации доверенной третьей стороны.

Сроки вступления в силу новых положений растянуты во времени:

  • в целом Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ, запускающий фундаментальные сдвиги в работе с ЭП, вступает в силу с 1 июля 2020 года, за исключением некоторых положений;
  • до 1 января 2021 года отложено вступление в силу статей, регулирующих использование квалифицированной ЭП разными группами лиц. Однако в названном законе есть оговорка, что данные положения (далее цитируем текст дословно из официальных источников) «не применяются в части, не 3 связанной с применением доверенностей, до 1 января 2022 года»);
  • при этом ранее выданные УЦ квалифицированные сертификаты продолжат действовать положенный им срок, который может быть «обрезан» двумя факторами:
    • если раньше закончится срок действия аккредитации удостоверяющего центра, который их выдал, или
    • если наступит 1 января 2022 года; после этой даты ранее выданные КЭП, срок действия которых до этой даты не истек, в любом случае прекратят действовать;
  • аккредитация удостоверяющих центров, полученная ими до 01.07.2020, «обрезается» той же датой – 1 января 2022 года.

Итак, новые правила в большинстве своем начинают работать с июля этого 2020 года, а в полном объеме они вступят в силу 1 января 2022 года. У страны есть время, чтобы подготовиться к использованию квалифицированной электронной подписи по-новому.

Чтобы эти законодательные правила заработали, нужно принять еще ряд подзаконных нормативных актов. По информации директора правового департамента Минкомсвязи Романа Кузнецова, в разработке находится целый пакет документов, который планируется направить на согласование в Минюст уже в марте 2020 года:

«За нашим министерством закреплено 12 проектов подзаконных актов. Остальные документы распределены между Министерством...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Проблемы долговременного хранения электронных документов, не решенные в новых Требованиях к СЭД

Что мешает долго хранить электронные документы, подписанные квалифицированными электронными подписями (КЭП)? Какими нормативными правовыми актами (НПА) руководствоваться при организации хранения таких документов? К сожалению, найденные нами НПА ответа на данный вопрос не дают. Но такие документы с КЭП у нас уже есть, и хранить их как-то надо. Пока «спасение утопающих остается делом рук самих утопающих», поэтому мы перечислили подходы к подтверждению верности исторических электронных подписей, встречающиеся в отечественной и мировой практике. Однако без законодательного решения этого вопроса нам не обойтись.

Что делать раньше с договором в электронном виде: регистрировать или подписывать?

Не все технологии бумажного делопроизводства удается полностью перенести на электронные рельсы, когда мы замахиваемся на полноценный электронный документооборот. Какие изменения придется внести в процедуру подписания электронного оригинала договора и его регистрацию (присвоение номера и даты)? Как при этом учесть реалии современных технологий и требования законодательства? Рассказываем о возможных вариантах.

О странных способах подписания электронного документа

Руководитель подписывает документ на планшете, потом секретарь распечатывает этот документ на цветном принтере и «Почтой России» отправляем данный документ в различные компании, включая банки. Подскажите, какие риски есть у нашей компании? Как убедить руководителя, что так делать нельзя?

Ознакомление с кадровыми документами, подтвержденное простой электронной подписью

Ознакомление с некоторыми кадровыми документами в электронном виде с использованием «бесплатной» простой электронной подписи уже допускает практика применения трудового законодательства, но это нужно дополнительно легитимизировать. «Игра того стоит» – ​мы получим существенное уменьшение бумажного документооборота и личных контактов сотрудников. Автор делится опытом своей компании: какие документы можно перевести на эту технологию и как это регламентировать. Дополнительно дали обзор проводимого эксперимента Минтруда России с электронными кадровыми документами у отдельных работодателей: какие электронные подписи используются и что регламентируется в ЛНА.

Проблемы долговременного хранения электронных документов, не решенные в новых Требованиях к СЭД

Что мешает долго хранить электронные документы, подписанные квалифицированными электронными подписями (КЭП)? Какими нормативными правовыми актами (НПА) руководствоваться при организации хранения таких документов? К сожалению, найденные нами НПА ответа на данный вопрос не дают. Но такие документы с КЭП у нас уже есть, и хранить их как-то надо. Пока «спасение утопающих остается делом рук самих утопающих», поэтому мы перечислили подходы к подтверждению верности исторических электронных подписей, встречающиеся в отечественной и мировой практике. Однако без законодательного решения этого вопроса нам не обойтись.

Что делать раньше с договором в электронном виде: регистрировать или подписывать?

Не все технологии бумажного делопроизводства удается полностью перенести на электронные рельсы, когда мы замахиваемся на полноценный электронный документооборот. Какие изменения придется внести в процедуру подписания электронного оригинала договора и его регистрацию (присвоение номера и даты)? Как при этом учесть реалии современных технологий и требования законодательства? Рассказываем о возможных вариантах.

О странных способах подписания электронного документа

Руководитель подписывает документ на планшете, потом секретарь распечатывает этот документ на цветном принтере и «Почтой России» отправляем данный документ в различные компании, включая банки. Подскажите, какие риски есть у нашей компании? Как убедить руководителя, что так делать нельзя?

Ознакомление с кадровыми документами, подтвержденное простой электронной подписью

Ознакомление с некоторыми кадровыми документами в электронном виде с использованием «бесплатной» простой электронной подписи уже допускает практика применения трудового законодательства, но это нужно дополнительно легитимизировать. «Игра того стоит» – ​мы получим существенное уменьшение бумажного документооборота и личных контактов сотрудников. Автор делится опытом своей компании: какие документы можно перевести на эту технологию и как это регламентировать. Дополнительно дали обзор проводимого эксперимента Минтруда России с электронными кадровыми документами у отдельных работодателей: какие электронные подписи используются и что регламентируется в ЛНА.