Top.Mail.Ru
В каких сферах существенно меняются правила работы с усиленной электронной подписью? Основная масса изменений вступит в силу 1 июля 2020 года. А что законодатель отложил на потом: до 1 января 2021 и 2022 года? Каковы последствия признания квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи официальным документом?

«Тектонические» сдвиги в законодательстве

Правила использования усиленной электронной подписи 1 существенно изменил Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об электронной подписи” 2 и статью 1 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”».

Вот перечень сфер, которые либо регулируются впервые, либо претерпели существенные изменения:

  • уточнены полномочия федеральных органов исполнительной власти в области использования ЭП;
  • скорректированы обязанности участников электронного взаимодействия при использовании усиленных ЭП;
  • установлены новые требования к аккредитованным удостоверяющим центрам (УЦ) и самой их аккредитации;
  • появилась статья про федеральный государственный надзор в сфере ЭП;
  • корректируются правила использования квалифицированной ЭП:
    • физических лиц;
    • юридических лиц;
    • лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов, должностных лиц госорганов и органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также нотариусов и лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий;
    • индивидуальных предпринимателей;
  • прописаны правила оформления доверенностей, необходимых для использования КЭП;
  • появилась отдельная статья об использовании КЭП в государственных информационных системах;
  • установлены правила аккредитации доверенной третьей стороны.

Сроки вступления в силу новых положений растянуты во времени:

  • в целом Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ, запускающий фундаментальные сдвиги в работе с ЭП, вступает в силу с 1 июля 2020 года, за исключением некоторых положений;
  • до 1 января 2021 года отложено вступление в силу статей, регулирующих использование квалифицированной ЭП разными группами лиц. Однако в названном законе есть оговорка, что данные положения (далее цитируем текст дословно из официальных источников) «не применяются в части, не 3 связанной с применением доверенностей, до 1 января 2022 года»);
  • при этом ранее выданные УЦ квалифицированные сертификаты продолжат действовать положенный им срок, который может быть «обрезан» двумя факторами:
    • если раньше закончится срок действия аккредитации удостоверяющего центра, который их выдал, или
    • если наступит 1 января 2022 года; после этой даты ранее выданные КЭП, срок действия которых до этой даты не истек, в любом случае прекратят действовать;
  • аккредитация удостоверяющих центров, полученная ими до 01.07.2020, «обрезается» той же датой – 1 января 2022 года.

Итак, новые правила в большинстве своем начинают работать с июля этого 2020 года, а в полном объеме они вступят в силу 1 января 2022 года. У страны есть время, чтобы подготовиться к использованию квалифицированной электронной подписи по-новому.

Чтобы эти законодательные правила заработали, нужно принять еще ряд подзаконных нормативных актов. По информации директора правового департамента Минкомсвязи Романа Кузнецова, в разработке находится целый пакет документов, который планируется направить на согласование в Минюст уже в марте 2020 года:

«За нашим министерством закреплено 12 проектов подзаконных актов. Остальные документы распределены между...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Внешнеэкономическая деятельность без бумажных документов

Для принятия осознанного решения о переходе на юридически значимый электронный документооборот (ЭДО) со своим зарубежным контрагентом нужно понять принципиальные вещи. Какую экономию времени и денег дает переход в цифру (приводим данные Евразийского банка развития, ФТС России и др.)? Как легализовать свою электронную подпись на территории другого государства и иностранную электронную подпись в России? Есть ли нерешенные проблемы для практического перехода на трансграничный электронный документооборот? С партнерами из каких стран российский бизнес уже может перейти на электронный документооборот, благодаря налаженной инфраструктуре? Что делать, если интересующей вас страны в этом списке пока нет? Каков алгоритм действий для подключения к трансграничному ЭДО? Наши ответы на эти вопросы помогут вам в принятии решения о переходе на трансграничный ЭДО.

Механизм использования электронной подписи и метки доверенного времени

Все больший объем электронных документов ставит задачу обеспечения их доказательной силы (юридической значимости) на весь период хранения. Сомнения вызывает возможность подтвердить значимость документа при истекшем сроке действия сертификата ключа проверки электронной подписи. Какие есть способы сохранения доказательной силы документа? Как на это влияет срок действия сертификата электронной подписи? Чем отличаются разные виды электронных подписей? Какие способы их создания и механизмы проверки существуют? Обязательно ли включать в состав электронной подписи метку доверенного времени? Как она работает и что меняется с ее применением в процедуре проверки электронной подписи? Что делать, если в момент передачи электронного документа в архив истек срок действия сертификата ключа проверки электронной подписи? Ответим на эти вопросы в статье... Без освоения базовых технических понятий здесь не обойтись :)

Как получить квалифицированную электронную подпись в УЦ ФНС России

Какие организации бесплатно получают усиленную квалифицированную электронную подпись в удостоверяющем центре ФНС России. Куда за ней обращаться и что с собой взять. Что в результате получите от налоговой. Где можно будет использовать эту электронную подпись. Автор статьи показывает алгоритм действий с учетом изменений, внесенных в 2023 году. Отмечает и проблемы, часть которых его организации удалось разрешить. Данная статья написана по материалам выступления автора на Форуме ЭДО 2023.

Электронный документооборот в морских и речных пунктах пропуска

Рассказываем о концепции и плане развития электронного документооборота в морских и речных перевозках при прохождении товаров через таможенные пункты пропуска внутри Евразийского экономического союза и на его внешнем контуре. Осязаемым результатом этой деятельности стал «Портал Морской порт»: им пользуются уже 20 тысяч участников, а за 2023 год на нем оформлено более 130 тысяч судовых дел (рост этого показателя составил более 100% за последние 5 лет).

Что такое машиночитаемые доверенности, или Как подписывать электронные документы с 1 сентября 2023 г.

Какие квалифицированные электронные подписи останутся в работе после 01.09.2023. Кому потребуются машиночитаемые доверенности (МЧД) от работодателя. Как с их помощью подписывать и пересылать электронные подлинники документов уже сейчас и после 01.09.2023, когда полноценно заработает единое блокчейн-хранилище таких доверенностей (оно позволит проверять действительность МЧД). Какое разнообразие требований существует к формату МЧД и кодам предоставленных полномочий... и как «выкручиваться» в этой ситуации. Чему надо успеть научить свою СЭД, чтобы после 01.09.2023 продолжить в ней полноценно работать с электронными подлинниками.

Внешнеэкономическая деятельность без бумажных документов

Для принятия осознанного решения о переходе на юридически значимый электронный документооборот (ЭДО) со своим зарубежным контрагентом нужно понять принципиальные вещи. Какую экономию времени и денег дает переход в цифру (приводим данные Евразийского банка развития, ФТС России и др.)? Как легализовать свою электронную подпись на территории другого государства и иностранную электронную подпись в России? Есть ли нерешенные проблемы для практического перехода на трансграничный электронный документооборот? С партнерами из каких стран российский бизнес уже может перейти на электронный документооборот, благодаря налаженной инфраструктуре? Что делать, если интересующей вас страны в этом списке пока нет? Каков алгоритм действий для подключения к трансграничному ЭДО? Наши ответы на эти вопросы помогут вам в принятии решения о переходе на трансграничный ЭДО.

Работа с простыми электронными подписями

Простая электронная подпись – самый дешевый и одновременно самый незащищенный вариант ЭП из трех возможных сейчас в России. Автор делится опытом крупной компании: в каких процессах наиболее эффективно ее использовать; как ее выдать работникам своей организации; как придать юридическую значимость (в т.ч. показан пример регламентирующего документа – Правил применения простой электронной подписи).

Как получить квалифицированную электронную подпись в УЦ ФНС России

Какие организации бесплатно получают усиленную квалифицированную электронную подпись в удостоверяющем центре ФНС России. Куда за ней обращаться и что с собой взять. Что в результате получите от налоговой. Где можно будет использовать эту электронную подпись. Автор статьи показывает алгоритм действий с учетом изменений, внесенных в 2023 году. Отмечает и проблемы, часть которых его организации удалось разрешить. Данная статья написана по материалам выступления автора на Форуме ЭДО 2023.