Известно, что для достижения результата нужно действовать либо «кнутом», либо «пряником». Но так сложилось, что работодатели предпочитают первое. Конечно, зачастую для работника штраф за проступок гораздо чувствительнее, чем похвала за достижения. Однако это не только не всегда законно, но и к тому же чревато потерей творческих и инициативных сотрудников.

Как показывают результаты исследования Национального союза кадровиков (НСК), штрафы и другие отрицательные мотиваторы пользуются большим успехом у российских работодателей. 15% опрошенных руководителей считают, что без наказаний невозможно управлять людьми, особенно в России, а 6% и вовсе полагают, что это лучший способ мотивации. 79% оказались более сдержанными: они ответили, что наказания полезны, но в небольших дозах, в исключительных случаях и в отношении отдельных сотрудников. Тем не менее данные показывают: российские работодатели хоть в какой-то части, но применяют к своим работникам различные штрафные санкции.

Мнение эксперта

Мы проводили аудит систем мотивации во многих фирмах, и более чем в половине из них схема, которую руководство подает как премиальную и стимулирующую, по факту является наказующе-штрафной.

По данным НСК, большинство компаний (88%) наказывают сотрудников систематически или время от времени, 74% используют штрафы иногда, 30% прибегают к публичному порицанию и моральному давлению. Выговоры и воспитательные беседы предпочитают 19% компаний, а 17% практикуют немедленное увольнение нарушителя.

На создание отрицательной мотивации нацелен и тотальный контроль над рабочим временем сотрудников. Во многих компаниях действуют жесткие правила внутреннего распорядка. Так, 63% опрошенных фирм постоянно или иногда фиксируют время прихода и ухода работников, 29% контролируют посещение интернет-сайтов. Перлюстрацией электронной почты занимаются 25% фирм. Наконец, 24% прослушивают телефонные разговоры.

Понятно, что данное исследование НСК состояло из ряда анонимных опросов, потому искать работодателей, которые искренне расскажут о том, как они следят за персоналом, штрафуют за каждую провинность и увольняют, не выплатив зарплаты, бесполезно. Попробуем с помощью юристов и кадровиков разобраться в том, что же представляет собой негативная мотивация и как она действует сегодня в российских компаниях.

Юридическая сторона вопроса

Говоря о негативной мотивации, мы в первую очередь подразумеваем материальные штрафы и вычеты. Однако именно эта мера по закону не имеет права на существование.

Мнение эксперта

Трудовое законодательство запрещает вычеты из зарплаты (ст. 22, 137 ТК РФ), за исключением некоторых вариантов бухгалтерских удержаний (неотработанный аванс, счетные ошибки). Единственной мерой наказания работников являются дисциплинарные взыскания – замечания, выговоры, а также увольнения (ст. 192 ТК РФ).

Что касается практики использования в компаниях дисциплинарных взысканий, то здесь есть несколько спорных моментов. Любое дисциплинарное взыскание имеет особый порядок осуществления (ст. 193 ТК РФ). Сначала от провинившегося работника требуется письменное объяснение проступка (опоздания, к примеру), которое он может и не давать. Затем – не позднее 1 месяца с момента проступка – производится непосредственно дисциплинарное взыскание: замечание, выговор. После этого руководство выпускает приказ и отдает для ознакомления работнику. Помимо длительной и весьма «бумажной» процедуры дисциплинарных взысканий существует и еще один фактор, который делает эту меру наказания не очень привлекательной для работодателей. Любое взыскание может быть оспорено в суде, а суд в первую очередь учитывает тяжесть проступка. Поэтому, например, выговор за ненадлежащую форму одежды или опоздание, скорее всего, будет просто снят судом.

Однако практика показывает, что российские руководители используют выговоры достаточно часто. Тем более что после двух выговоров в течение года сотрудника по закону можно уволить. Работники в нашей стране мало знают о своих правах, потому в суды ходят нечасто. Так что работодателю очень удобно использовать выговоры в качестве угрозы увольнения и за опоздания, и за затянувшийся обед, и за «неправильную» прическу.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Отпуск при увольнении работника

Что выгоднее человеку: взять компенсацию за неиспользованный отпуск или отгулять его перед увольнением? После ответа на этот важный вопрос объясняем правила осуществления этих вариантов (требования законодательства, разъяснения сложных моментов от Роструда и Минтруда России, к чему склоняется судебная практика). Предоставление отпуска с последующим увольнением – более сложная «схема» действий. Какой день считается последним рабочим? Когда можно передумать увольняться? И др. Показываем образцы оформления заявления работника и приказов об отпуске и увольнении.

Варианты оформления оплаты в договоре

Какие возможности и ограничения устанавливает законодательство (если условия договора будут им противоречить, то они будут признаны недействительными). Объясняем их понятно и четко (например, лимит на оплату наличными; для кого в какой валюте возможен платеж и др.).Какие варианты определения момента оплаты могут быть (показываем условия договора, выгодные плательщику либо получателю денег). Если оплата возможна только в рублях, то как привязать цену к валюте.Выплата аванса (предоплата) или постоплата, рассрочка, отсрочка, абонентская плата, можно добавить условия коммерческого кредита (когда на задерживаемую сумму будут начисляться проценты) – это все разные варианты. Объясняем разницу между ними и тонкости, чтобы вы выбрали наиболее удобный вариант и правильно оформили его в договоре.

Кого ставить на воинский учет

На воинский учет следует ставить всех работников мужского пола. Какие исключения есть из этого правила? Кроме того, женщин каких профессий и специальностей это тоже касается? Разбираемся и со сложными случаями – что делать с людьми, отбывавшими наказание в виде лишения свободы (в отношении них правила изменились 24.06.2023); с только что получившими российское гражданство; с принятыми на работу по совместительству или студентами очной формы обучения. Достаточно распространена ситуация, когда человек не имеет регистрации в месте проживания, где он устроен на работу. Для уведомления военкомата о таких работниках предусмотрены специальные формы документов, примеры заполнения которых мы показываем.

Расширение зоны запретов на использование иностранных мессенджеров

Объясняем, какие мессенджеры каким организациям и для чего запретили использовать. С 1 июня 2025 года широкому кругу организаций в принципе запретили общение с гражданами России (в т.ч. с собственными клиентами) через иностранные мессенджеры. Ранее 1 марта 2023 года были введены более фрагментарные запреты, которые тоже продолжают действовать.А штраф для непослушных организаций может доходить до 700 000 рублей. Рассказываем и о конкретном судебном деле, возникшем из-за того, что сотрудник банка послал клиенту информацию о взыскании просроченной задолженности, а банк потом за это оштрафовали на 200 000 рублей.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.